Кажется, еще совсем недавно в военной логистике применялись вьючно-ишачные роты. Сегодня транспортировку грузов в местности, где нет дорог, берут на себя дроны.
В ВС США разработка грузовых БПЛА идёт по нескольким направлениям. У военных широкий спектр запросов: необходим беспилотный грузовой транспорт разной грузоподъёмности -лёгкой, средней и тяжёлой.
Зачем они нужны
Сегодня грузы передовым подразделениям доставляют вертолеты и транспортные самолеты. Контейнеры сбрасываются на парашютах, но точность доставки оставляют желать лучшего: часть грузов может потеряться или достаться противнику.
В реалиях современных боевых действий подразделения и группы бойцов сильно удалены друг от друга. Транспортный самолет не может долго летать над линией боевого соприкосновения - опасно, возрастает шанс быть сбитым. Парашютные же системы не могут планировать на значительное расстояние.
Потому то появилась концепция грузового беспилотника, которая предполагает возможность адресной доставки грузов с помощью относительно дешевых летательных аппаратов.
БПЛА - вертолёт
На днях корпорация Boeing начала тестировать беспилотный вертолет Camcopter S-100 для доставки боеприпасов и медикаментов подразделениям Вооруженных сил США.
Как сообщает Flightglobal, его испытания проходят в рамках тендера американской армии FVL (Future Vertical Lift, перспективные аппараты с вертикальным взлетом). Этот тендер включает ряд конкурсов на создание пяти типов БПЛА для армейской авиации — от легких разведывательных/ударных до тяжелых транспортных, способных конкурировать по грузоподъемности с транспортными самолетами.
Camcopter S-100 во время учений 31 рейсом перевез 726 кг грузов (боеприпасы и кровь для переливания). Максимальная полезная нагрузка - 50 кг при собственном весе аппарата 200 кг. Габариты беспилотника: длина — 3,1 м, ширина — 1,2 м, диаметр винта — 3,4 м. Он может развивать скорость до 190 км, находиться в полете до 6 часов, дальность его действия - 180 км.
У морпехов свои требования
На полигоне в Юме, штат Аризона, проводятся комплексные соревнования беспилотных летательных аппаратов для тактической доставки грузов - ULS-A (Unmanned Logistics Support – Air) или беспилотная логистическая поддержка по воздуху. На них Корпус морской пехоты США присматривается и выбирает средства оперативной переброски по воздуху небольших грузов для подразделений.
Беспилотники должны автоматически прибывать в заданную точку, оставлять груз и возвращаться на базу. Вес перемещаемого груза ограничен 27,2 кг (60 фунтов), а дальность перелёта - 10 км (5,4 мили). Типичным грузом для тактической доставки считается 5-галонная канистра с водой или топливом (около 19 литров), боеприпасы и сухпайки.
И здесь также присутствует образец с вертикальным взлётом. Это прототип грузового беспилотника весом менее 599 кг (JTAARS, Joint Tactical Autonomous Aerial Resupply System). Простой в обслуживании и снаряжении беспилотник JTAARS с вертикальным взлётом и посадкой должен будет доставлять по воздуху груз 136 кг на минимальную дальность 80 км.
Фанерная экзотика
Морская пехота проводит еще один тендер: на одноразовые беспилотники для доставки грузов, которые можно сбрасывать с транспортных самолетов C-130 Hercules, конвертопланов MV-22 Osprey и транспортных вертолетов CH-53 Sea Stallion. При этом стоимость БПЛА не должна превышать 11 тысяч долларов.
Американский стартап Logistics Gliders провел первый этап испытаний перспективных одноразовых грузовых беспилотников LG-2K, разработка которых ведется по контракту с DARPA и Морской пехотой США.
ТТХ дрона, который сделан из фанеры, следующие. Длина 3,9 метра, размах складного крыла- 8,3 метра, масса пустого аппарата 181 кг. Во внутреннем отсеке объемом 1,2 м3 может перевозить до 725 килограммов груза.
Дрон транспортируется на внешней подвеске вертолета или самолёта, на расстоянии от места назначения отцепляется в воздухе и автономно планирует к точке с заданными координатами. Также возможно дистанционное управление полетом.