Найти тему
Александр Матусевич

Вокальный вечер в музее-квартире Римского-Корсакова

21 декабря 2008 года, под самый финал юбилейного корсаковского года, в мемориальном музее-квартире композитора в Санкт-Петербурге состоялся вокальный вечер, информационным партнером которого выступил сайт Belcanto.Ru.

Особенностью этого концерта и его основной ценностью явилось обращение к вокальной лирике композитора, поскольку именно романсы Римского-Корсакова составляли львиную долю программы. Это особенно ценно, поскольку на Западе Николай Андреевич в основном известен как автор нескольких популярных симфонических произведений (прежде всего это – «Шехеразада» и «Испанское каприччио»), в России же он вполне справедливо воспринимается как преимущественно оперный автор. Романсы Римского-Корсакова звучат не часто с концертной эстрады, как правило, лишь некоторые из них, став наиболее популярными, включаются в программы камерных концертов, уступая первенство вокальным миниатюрам Чайковского и Рахманинова. В данном же случае им был отдан практически целый вечер, что по большому счету является событием редким, если не уникальным. Что касается оперных фрагментов, то прозвучали арии из наиболее выдающихся произведений композитора – «Царской невесты» и «Снегурочки», которые сам Римский-Корсаков называет в «Летописи…» своими лучшими творениями, а также из «Садко» - оперы лейтмотивной во всем творчестве композитора.

В концерте приняли участие солистки перебургского театра «Зазеркалье» Юлия Кухарева (сопрано) и Александра Грейвер (меццо-сопрано), петербургские певцы-любители Михаил Могилёв (баритон) и Виктор Руденко (баритон), а также студент Московской консерватории (класс З. Л. Соткилавы) Павел Есин (баритон). Аккомпанировал певцам в сложнейших с точки зрения фортепианной техники произведениях петербургский пианист-любитель Михаил Гопиенко.

Каждый из участников сумел привнести в исполняемые произведения что-то свое. Ю. Кухарева и А. Грейвер, являясь оперными певицами, исполнили фрагменты сценических произведений, продемонстрировав яркую, театральную манеру. В пении заслуженного работника культуры России М. Могилёва слышался опыт и глубина, почти философские размышления, кроме того, сама манера отсылала к образцам вокала старой русской исполнительской школы. В. Руденко «адаптировал» брутальную арию Варяжского гостя для камерного зала, найдя в ней подходящие для этого формата краски и нюансы.

Основную нагрузку концерта вынес на своих плечах П. Есин, предложив публике более полутора десятка романсов композитора, большинство из которых звучат в концертах очень редко или не звучат вовсе. Для начинающего вокалиста это по сути настоящий творческий подвиг, поскольку помимо простого озвучивания певец пытался, и надо сказать в ряде случаев весьма небезуспешно, предложить собственное прочтение исполняемой музыки. Стоит поприветствовать такое неравнодушное, трепетное отношение к русскому музыкальному наследию, что, увы, встречается сегодня среди творческой молодежи не часто.

Уникальная программа собрала полный зал публики, которая с энтузиазмом принимала далеко не самые известные произведения отечественной музыкальной литературы. По всему было ощутимо, что удивительно проникновенная, пленительная музыка Римского-Корсакова находит горячий отклик в сердцах слушателей. Концерт явился достойной лептой в празднование юбилейного года композитора в России, сосредоточив внимание аудитории на еще одной грани бесценного таланта русского гения.

22 декабря 2008 г., "Прекрасное пение"