Руководитель Центра по противодействию коррупции и защите прав граждан в Брянской области Н.В. Шилин направил обращение, собравшее под ним десятки подписей оставшихся без работы и средств, доведенных до полного отчаянья предпринимателей, по следующим адресам:
Президенту Российской Федерации Путину В.В.
Председателю ЦК КПРФ, Депутату ГД РФ Зюганову Г.А.
Губернатору Брянской области, Председателю Правительства Брянской области Богомазу А.В.
Прокурору Брянской области Войтовичу А.П.
Уполномоченному по правам человека в Брянской области Тулупову В.С.
Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Брянской области Рондикову С.А.
В Центр по противодействию коррупции и защите прав граждан в Брянской области обратилась группа предпринимателей, арендующих торговые места на ярмарке (рынке), расположенном в Советском районе г. Брянска по ул. Красноармейской. В обращении они сообщают о том, что Правительство Брянской области, установив режим повышенной готовности, ввело на всей территории региона ограничительные мероприятия. Из-за этого у людей растет задолженность по арендной плате, закончились средства даже на еду, т.к. для них рынок является единственным источником дохода для многих семей. Предприниматели просят снять введенные ограничения на торговлю и передвижение.
Центр по противодействию коррупции помог предпринимателям следующим образом юридически обосновать свою позицию:
Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (с изм. от 27 марта 2020 г. № 126-п, от 30 марта 2020 г. № 127-п, от 31 марта 2020 г. № 130-п, от 3 апреля 2020 г. № 136-п) на территории Брянской области введен режим повышенной готовности, предусматривающие мероприятия, направленные на всеобщую принудительную «самоизоляцию» граждан, запрет на их свободное передвижение по территории Брянской области, запрет на ведения хозяйственной деятельности. Постановления размещены на официальном сайте Правительства Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интер-нет» http://www.bryanskobl.ru/covid-19
Считаем данные нормативные правовые акты в указанной части незаконными по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом частью 3 указанной статьи предусмотрено, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции РФ.
Согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации; в сов-местном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, и в случае противоречия применяется федеральный закон (ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Данным требованиям корреспондирует положение п. 1 ст. 3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ст. 1 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация – Россия является правовым государством
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Из ст. 8 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
— в пограничной зоне;
— в закрытых военных городках;
— в закрытых административно-территориальных образованиях;
— в зонах экологического бедствия;
— на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
— на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Следовательно, принятие Постановлений Правительства Брянской области на ограничение передвижения граждан было возможно только при наличии обстоятельств, указанных в ст. 8 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Подпунктом «д» п. 10 ст. 4.1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ установлено, что при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо региона вправе осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на за-щиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия. При этом, согласно подп. «г» п. 10 ст. 4.1 данного закона можно приостанавливать деятельность только тех организаций, которые оказались в зоне чрезвычайной ситуации (т.е. когда введен режим ЧС), если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Как следует из абз. 15 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под карантином (ограничительными мероприятиями) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транс-портных средств, грузов, товаров и животных.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ N 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Закрепленное в абз. 4 ст. 6 и п. 2 ст. 31 указанного закона полномочие органа исполнительной власти субъекта РФ на введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) реализуется на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. На это указывают и ст. ст. 50, 51 названного закона.
Данное полномочие, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2005 N 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», включает в себя следующие обязанности, возлагаемые на орган исполнительной власти субъекта РФ:
— принятие решения о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта РФ или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта РФ;
— утверждение плана мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий;
— создание оперативного штаба по обеспечению выполнения указанного плана.
Указанные обязанности должны быть выполнены органом исполнительной власти субъекта РФ в течение 24 часов.
При этом, как следует из п. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановления Правительства Брянской области содержат ограничительные (карантинные) мероприятия по всей области (в части запрета ведения хозяйственной деятельности, оставления места проживания, свободы передвижения), которых нет в Постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ, в т.ч. в Постановлениях от 31.01.2020 N 3 «О проведении дополнительных санитар-но-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению за-воза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 18.03.2020 N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 02.03.2020 N 5 (ред. от 13.03.2020) «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», а также в предложениях и предписаниях Главного государственного санитарного врача по Брянской области или его заместителя (данных документов нет как на Официальном портале правовой информации, так и на информационном ресурсе управления Роспотребнадзора по Брянской области).
Все постановления главного государственного санитарного врача РФ, связанные с режимом изоляции, распространяются лишь на лиц, инфицированных 2019-nCoV, лиц с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (при отсутствии подозрений на инфекцию, вызванную 2019-nCoV, решение о госпитализации зависит от степени тяжести состояния и вероятного другого диагноза), а также лиц, прибывших в РФ из-за границы либо контактирующих с ними на период до 14 дней. Какие-либо санитарные правила, содержащие указания на полную изоляцию всех жителей страны (региона) безотносительно к факту их прибытия на территорию РФ в определенный период, также отсутствуют.
Статьей 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» установлен исчерпывающий перечень общих мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения. Указанные меры и временные ограничения могут вводиться исключительно Указом Президента РФ в период действия чрезвычайного положения одновременно с принятием решения о введении чрезвычайного положения. К таким мерам и временным ограничениям относятся в том числе: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов пер-вой необходимости; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
Однако такое положение на территории страны, а также на территории Брянской области Указом Президента РФ введено не было.
Таким образом, законных оснований для ограничения конституционных прав граждан на свободу передвижения, а также запрещения деятельности хозяйствующих субъектов на территории Брянской области у Правительства Брянской области не имелось, а, следовательно, его постановления в указанной части являются, по мнению предпринимателей, неправомерным.
На основании изложенного предприниматели требуют срочно рассмотреть их обращение.
Учитывая сложившуюся ситуацию, просим сообщить нам о принятых мерах в срок до 13 апреля 2020 г. Наш адрес: 241050, г. Брянск, ул. Фокина, 6; теле-фон: 8 (4832) 31-15-57, моб.тел.: +7 909-240-32-56
Руководитель Центра по противодействию коррупции и защите прав граждан в Брянской области Н.В. Шилин ,7 апреля 2020 г.
Полный текст обращения и подписи на более чем десяти листах имеются в редакции сайта.