Найти в Дзене
АРТиШОК

Как дети в 5 классе дроби по газете изучали

Оглавление

МОУ «Оболенская СОШ»
  Московская обл.
 учитель математики
 Травина Ольга Павловна
МОУ «Оболенская СОШ» Московская обл. учитель математики Травина Ольга Павловна

Поиск «обыкновенных дробей» на страницах  местной газеты 

  Урок математики в 5 классе (17 учеников)

Уважаемый Вячеслав Михайлович, расскажу о том, как в 5 классе прошла часть одного из уроков по теме «Обыкновенные дроби».   Класс учится по учебнику  «Математика 5 кл.» (авторы: И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович). Урок проходил 2 декабря 2015. В классе в этот день было 17 человек.

Первые 15 минут урока были потрачены на традиционные виды работы. А затем класс объединился в группы. Сделали это так: ученики вспомнили две последние цифры своего номера мобильного телефона и построились в порядке возрастания этих чисел. Потом рассчитались на «первый — четвёртый». Первые номера – одна группа, вторые – вторая и т.д. Получилось четыре группы.

Первая группа отошла к окну, вторая – к двери, третья – к доске, четвёртая – в левый угол. Обсудили, где разместится их группа. Сдвинули столы так, чтобы группе удобно было работать. Перенесли свои вещи, приготовились к работе.

Делали всё с охотой. И столы-стулья переставляли, и вещи переносили. И усаживались вокруг общего для каждой команды стола. О готовности к работе команды сообщали «дружным хлопком». Не у всех сразу получилось дружно, так что пришлось похлопать в ладоши… Но всё-таки потом получилось!

(Надо было бы предложить группам придумать себе название и записать его на доске. Но я забыла это сделать…)

Команды прислали посыльных, и я дала им по одинаковому экземпляру местной многостраничной газеты: «Моя информационная газета». В каждую команду – по номеру от 26 ноября 2015.

Задание: выяснить, какую часть газеты занимают «Частные объявления»? Ответ записать на доске. Времени на это – 1 мин. 

Этого времени многовато, конечно. Но ребята ведь начали газеты листать, рассматривать, что-то читать…

…и где же здесь раздел объявлений?..
…и где же здесь раздел объявлений?..

Через какое-то время на доске появились дроби (то есть ответы). Две дроби оказались одинаковыми, а ещё две ­– разными. «Всем миром» попросили Артёма рассказать, как получилась дробь у их. Артём был уверен в правильности ответа, полученного в их команде. Он охотно всё объяснил. И даже показал на самой газете. 

Слушали внимательно. Потом удивлялись на свои ошибки.

…а у нас результат получился вот таким!..
…а у нас результат получился вот таким!..

Следующее задание: какую часть газеты занимает  телепрограмма?  Записать ответы на доске. На выполнение – 30 сек.

Все команды в отведённое время уложились. Записали все правильно.

…пересчитываем нумерацию страниц…
…пересчитываем нумерацию страниц…

Новое задание: какую часть газеты занимает рассказ о селе Подмоклово? Ответ записать двумя способами.  На выполнение – 30 сек.                                                    

Листали, обсуждали, о чём-то договаривались. Ответом были дроби 2/12  и 1/6 .  До записи первой дроби додумались все. А вот до второго варианта у многих дело не дошло…

Зато, когда увидели на доске запись второго варианта, то сразу всё поняли. Очень хорошо! Ведь здесь пришлось вспомнить о сокращении дробей.

…а мы ответили неверно!..
…а мы ответили неверно!..

Следующее задание: рассказ о селе Подмоклово занимает страницу 4-ю и 5-ю. Какую часть 4-ой страницы  занимает портрет князя Г.Ф. Долгорукого?

…а дроби можно и сократить!..
…а дроби можно и сократить!..

Это задание оказалось для ребят непростым. Как-то все рабочие группки притихли, сосредоточились.

Интересно было наблюдать за их поисками ответа. Одна из групп взяла листок бумаги размером с фотографию и стала этот листок прикладывать к странице.

Другие пытались что-то чертить. Очень явно просматривалась занятость всех общим и непростым делом.

А потом в одной из групп достали линейку. И я услышала слова: «Надо сравнить площади!».

И тут из других групп ребята тоже «ушки навострили». Все стали вычислять площади, что-то записывать.  Было уже даже не очень важно  правильно вычислят эти площади или нет. Ведь кто-то додумался до этого сам и класс поддержал решение, оценив его достоинство и добровольно взяв его в свой арсенал…

То есть мне кажется, что на этом уроке многие сделали для себя какие-то открытия. Ну а я помогла пятиклассникам расширить свои представление о дробях и об окружающем нас мире.

А отметки выставляли  команде, определённой «по жребию»(!).  Сначала выбрали в командах «самого – самого». Вышли три мальчика и одна девочка. Как именно группы выбирали своего «самого- самого» – осталось тайной, мы про это не спрашивали.

Вышедшим было предложено посоревноваться в ловкости – как можно дальше прыгнуть с места!..

…щас как прыгну!..
…щас как прыгну!..

Задание понравилось! Прыгнули…(конечно, девочка «проиграла»). Тут я предложила выставить отметки за работу на уроке только той команде, чей представитель сегодня был менее ловок и прыгнул… ближе(!) всех. Удивились, но согласились. Всем членам её команды сообща были поставлены отметки (на уроке работа команды была слаженной, поэтому и отметки в журнале появились неплохие).  

А потом сами пятиклассники предложили дополнительно выставить, во-первых, отметки и той команде, откуда был победитель «соревнования по прыжкам». А во-вторых, – Артёму, который понятно объяснял первое задание. Так мы и сделали.

Ребятам на уроке работать со страницами местной газеты понравилось. Им явно было интересно.