Просыпаюсь, омываюсь и одеваюсь. Собираюсь на работу. Ничем не примечательное будничное утро. Выходу на улицу, сажусь в машину и еду на работу. Но не сразу понимаю, что «все на месте, да что-то не так». Какая-то странная пустота. Нет машин на дороге, и я ускоряюсь. Смотрю на тротуары. Они тоже пусты. Люди мелькают как размытые тени вдалеке. Погода хорошая, настроение тоже хорошее, только червячок тревоги внутри тихо говорит о странности происходящего.
Начинаю присматриваться пристальнее. И тут навстречу мне выезжает группа байкеров. Ревущие мотоциклы, кожаные куртки. Только у мотоциклистов нет голов. Я с ужасом осознаю нереальность происходящего. Мысль как молния пронзает мой разум: Я снова оказался в лимбе? Кто не знает, лимб- это преддверие ада. Примерно так могла бы начаться партия устной ролевой игры под названием «Арена», где могут оживать самые глубокие страхи. А вы о чем подумали?
Происходящее в игре может служить примером того, как психика пробует осмыслять ситуации сложного эмоционального опыта. Ведь любой стресс не хочется переживать, но это реальность, и психика вынуждена как-то справляться с этим.
За простыми словами «принять реальность» скрывается сложный механизм того, как психика вбирает в себя сенсорный опыт и пробует сделать из этого материал удобный для обдумывания. Если эта функция плохо развита у человека, то ему приходится отщеплять, проецировать и оставлять «непереваренными» осколки сложного опыта. Это становится источником многоликого напряжения(скрытых и явных депрессий, психосоматики, ипохондрии и т.д). Но самое тяжелое последствие это даже не сами психологические сложности, а бессознательное игнорирование частей реальности, которое может привести и к выпадению из нее.
Способность понимать свои реакции укрепляет понимание реальности. Например, воображение помогает придать смысл происходящему. Иногда это может быть идеями вины(типа христианского смирения или индийский кармы) или наоборот идеей японского кризиса, когда падение подразумевает и взлет. У каждого это свое. В любом случае придать смысл означает возможность переживать сложные чувства, а не отталкивать их.
Эту способность Уилфред Бион(см.прошлый пост) называл альфа-функцией. Сначала эту функцию для ребенка выполняет мать, описывая ему его эмоциональные состояния. Затем постепенно он сам научается интегрировать сложный опыт реальности. А в терапии эту функцию берет на себя терапевт, помогая принять пациенту его внутренний хаотический опыт.
Надеюсь, что все уже справились с чувствами, рожденными архетипом апокалипсиса последних дней. Если нет, то, наверное, надо символизировать это. Психологи работают в обычном режиме))).
Скайп fedoryshin
Запись на терапию 8-909-731-20-44 Максим Федорышин