Верующему человеку из России мало о чем скажет имя архимандрита Василия (Гондикакиса). А вот в Греции он очень известен и пользуется большим авторитетом. Отец Василий был одним из тех, кто возрождал монашескую жизнь на Святой горе Афон.
Он приехал туда в 1966 году, жил в одном скиту со старцем Паисием и до сих пор подвизается в этом удивительном месте.
Признаться, я сам о нем не слышал, хотя отец Василий (Гондикакис) несколько раз приезжал в Россию. Но, когда увидел на сайте издательства “Никея” его книгу “Духовная жизнь в меняющемся мире” решил заказать ее и прочитать.
Книга написана удивительно поэтичным языком – когда ее читаешь, складывается впечатление, что ты знакомишься с древним святоотеческим богословским текстом. Удивительно, что в наше время еще остались богословы, которые способны так мудро и глубоко выражать свои мысли и толковать вечные проблемы.
В своем труде архимандрит Василий дает толкования на уже всем известные евангельские притчи (“О блудном сыне”), анализирует исторические факты и их влияние на христианство (“О чем говорят фаюмские портреты”), разбирает, кто же такие святые (“Архетип Православия: святой”).
Пишет он и о своем личном опыте монашества. И эти страницы лично для меня оказались наиболее интересны, ведь однажды, я сам чуть не стал монахом.
Отец Василий честно и открыто пишет о проблеме существования христианина в современном мире и прямо говорит о том, что само пребывание на Святой Горе еще никого не спасло.
“Я могу быть монахом, могу носить на голове скуфейку. Но это ничего не значит. Может быть, у меня даже есть борода, к тому же белая. Одного монаха спросили: “Сколько лет ты на Афоне?”, а он ответил: “Послушайте, шакалы тоже уже много лет на Афоне, но они все равно остаются шакалами”.
Очень мудрые и важные слова. Ведь многие православные убеждены, что чем больше святых мест они посетят – тем святее станут. Но это великое заблуждение – мы спасаемся не местом, а трудами над своими душами. Об этом говорил и самый добрый батюшка на земле – старец Ипполит (Халин), который тоже долгие годы подвизался на Афоне.