С 6 апреля наша школа, как и многие другие в стране, перешла на дистанционное обучение. Многим родителям пришлось столкнуться с проблемами, о которых раньше заботилась школа. Как организовать учебный процесс для ребёнка дома? Объёмы заданий, времени, которое нужно организовать выросли в разы! Это уже не просто домашнее задание, выполнение которого и раньше-то занимало почти весь вечер, это же целый день за компьютером и учебниками! Весь день следить, контролировать, пасти любимое чадо!
Между тем, перевод сотрудников на удалённую работу давно уже стал одним из трендов в современной организации труда. Зачем работодателю платить за офис? Да, и налоговая нагрузка лишняя ни к чему. Поэтому – фриланс-сотрудники, дистанционная работа набирает всё большую популярность в мире, а сейчас, после коронавирусного кризиса – эта тенденция очевидно только усилится. Это коснётся и бюджетных организаций. Уже сама нынешняя ситуация подтолкнёт развитие таких отношений.
При чём тут дистанционное обучение детей? При том, что именно сейчас у наших детей и у нас, родителей, есть время для наработки одного из важнейших навыков в их будущей жизни – само-организация труда, само-контроль. От успешности владения этим навыком будет зависеть будущее Вашего ребёнка, его профессиональный успех. Вы не сможете всё время “пасти своё чадо”. Даже не заглядывая в далёкое будущее, может возникнуть ситуация, когда дети будут учиться дистанционно, а родителей попросят выйти на работу, покинуть дом, о чём уже сейчас многие мечтают.
Как научить искусству самоорганизации? Лучше всего, в игровой форме. Дети любят играть во взрослую жизнь. Начните с планирования. Для ребёнка – стандартные дневники и списки дел могут показаться скучными. Можно воспользоваться методом известного в добрые советские времена учителя математики Виктора Фёдоровича Шаталова. Он предлагал детям и родителям начертить так называемые “плашки” – что-то вроде игрового поля, где каждый кусочек поля означал определённую задачу. Задачи могут быть большие и маленькие – можно начертить карту дня. По мере выполнения задач, закрашиваются соответствующие поля каким-нибудь приятным цветом. Карта дня может быть в виде полянки с цветами, или облаками. Если появляется новая задача, дорисовываем новое поле-облачко. Дети легко увлекаются такой игрой. Проверено.
Так, постепенно дети учатся планированию своего рабочего дня, постановке целей. Конечно, контроль нужен и при такой форме, но Вы сами заметите разницу. Тут важен и ещё один элемент, которого сейчас так не хватает в нашем обществе – доверие. Лишняя подозрительность может испортить любую игру, любое доброе дело.
Конечно, это не уменьшает чрезмерной нагрузки на ребёнка, которой и до карантинного режима отличалась школьная программа. Тут есть ещё один важный элемент, который стоит сразу закладывать в навыки планирования – расстановка приоритетов. Важно научить ребёнка выделять главные для него вещи. В предлагаемой “шаталовской” системе – это могут быть поля большего размера, соответствующие важности той или иной задачи.
Вообще, карту дня стоит чертить как минимум на альбомном листе и обязательно на бумаге, не в компьютере. В этом есть особая магия. Во-первых, так вещь воспринимается нами более реалистично, а во-вторых, сам процесс рисования на бумаге придаёт процессу планирования больший вес, значимость. И рисовать непременно должен сам ребёнок, не родитель. Это его планы. Вы окажите ребёнку огромную помощь в жизни, если сумеете привить ему это ценное умение.