Кто читал премногословного «Волхва» (иначе «Мага») Джона Фаулза, знает, что это - коротко говоря - история о тотальной игре, смешении вымысла и правды жизни.
Любопытно при этом, оставив роман в покое, походить вокруг да около, в мистическом тумане, окутывающем фаулзовское творение. Ну, хотя бы прикоснуться к Джеральду Гарднеру и Алистеру Кроули.
Оба англичане, как и Фаулз. Гарднер - один из глашатаев так называемого викканства, викки - движения новых британских ведьм (викка - от искаженного witchcraft, т.е. колдовство, ведьмовское ремесло). Автор книги «Колдовство сегодня», где доказывает, что средневековые ведьмы были жрицами (и жрецами) особой древней религии, а христиане их очернили, обвинили во всех грехах и уничтожили (почти). Дело же Гарднера сотоварищи - возродить старую ведьмовскую веру - с её заклинаниями, песнями и танцами, распаляющими в ведьмах магические силы. (Причём, если совершать обряды голышом, то эффект сильнее; но, в общем, это личный выбор ведьмы, поступай, как больше нравится. Для сравнения, у Кроули на более продвинутом уровне дело доходит чуть ли не не до ритуальных совокуплений, так что становится глупо переживать из-за одежды.)
В общем, Гарднер довольно милый, безобидный чудак, по крайней мере, на первый взгляд. Его старший товарищ по оккультизму Кроули - куда сложнее, неоднозначнее и даже в чем-то страшнее. Мне он попался уже после Гарднера - и погрузил в пучины сияющей бездны.
Гарднер был с ним знаком, какие-то моменты даже и позаимствовал, судя по всему. А Фаулз пусть и не знал глубоко, но до некоторой степени, вероятно, ориентировался на эзотерические веяния своего времени, и игры его выдумщика Кончиса отчасти напоминают магические ритуалы, хотя и не вполне. Скорее, это фантазия на тему, театрализация.
Кстати, в одном из текстов Кроули говорится, что у мага есть две силы, ложь и правда, чем больше одной, тем больше другой. Этот момент как раз очень подходит к тому, о чем написал Фаулз.
Его книга в какой-то момент становится параноидальной - когда кажется, что нет ничего надежного, всё сомнительно, везде второе дно, все обманывают - а раз так, то и смысла ни в чем, кажется, нет. Очень тревожное состояние. И нужно найти силы, чтобы хоть во что-то поверить. Для начала, наверное, в себя, а там уж как пойдет.
Кроули был весьма интересный человек, и очень неплохой писатель. Рассказы его чем-то напоминают Эдгара По и Говарда Лафкрафта, только местами более экстремальные, есть и такая эротика, что мало не покажется, есть и кромешный мрак... Талантливо. И при этом, параллельно, вся эта его эзотерика, с причудливой смесью самых разных учений - египетские боги, христианство, каббала, алхимия, буддизм, тантра - чего только нет. И придуманные им законы телемы - что надо следовать своей воле, и любить по воле, и что каждый человек - звезда. Пока читаешь, невольно поддаёшься мрачному очарованию, хоть стихи по мотивам пиши.
Закон любви невыносим,
Прекрасен и суров;
Любя желания свои,
Себе не прекословь.
Иди за волею смелей
И ей любовь неси,
А то, что знаешь ты о ней,
От лжи и зла спаси.
Не ограничивай себя,
Преграда это грех.
Наполовину возлюбя,
Ты убиваешь смех.
Угрюм и жалок века сын,
Закованный в слова;
Но бесконечна неба синь,
В любви её права.
Она звезда и ты звезда.
В слиянии светил
Нет недовольных - только: да,
Ты будешь, есть и был!