Найти в Дзене
Another-history

Псков, странная реальность XVI века: языческие идолы и другие артефакты в записках Вундерера

Поразительные наблюдения реалий города Пскова 1590 года оставил в своих записках Иоганн Давид Вундерер, родом из Страсбурга. Удивительные подробности, приведенные наблюдательным путешественником, как-то не укладываются в историческую версию и приводят в замешательство.

Псковский кремль
Псковский кремль

Что же увидел любознательный Иоганн Давид Вундерер в славном городе Пскове? Итак, путешественник подъезжает к городу: " … Наконец мы приблизились на 4 мили к Плескову, где великий князь Московский был в это время со своим двором...".

Перед путешественником предстает картина, довольно странная для христианского города XVI века: "... Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч. Недалеко отсюда был лагерь короля Стефана Батория...".

Интересно, что в XIX веке, примерно на указанной местности, действительно нашли каменного идола. Вот его изображение:

Каменный идол, найденный около Пскова
Каменный идол, найденный около Пскова

Вундерер уже в стенах Пскова и осматривает городские достопримечательности: "... Мы остановились у нашего литовского покровителя. На следующий день он повел нас в крепость, в зал, украшенный тиснеными обоями, где происходят народные собрания...".

Далее путешественник видит нечто поразительное: "... В зале стоял королевский трон из слоновой кости; над ним чистым золотом были выгравированы следующие строки: “Русских царь и господин по праву отцовской крови; титулы власти я ни у кого не купил ни (какой) мольбой, ни за плату; и я не подчиняюсь ничьим законам, но, веря в единого Бога, презираю почести, выпрошенные другими”... ".

Нужно отметить, что нам известен только один трон из слоновой кости, который якобы принадлежал Ивану Грозному и всегда находился в Москве. Трон изготовлен из дерева и отделан слоновой костью. Вот как он выглядит:

Трон из слоновой кости. Оружейная палата Московского Кремля
Трон из слоновой кости. Оружейная палата Московского Кремля

Затем Вундерер гуляет по улицам Пскова: "... На укреплениях мы увидели много коротких железных пушек, направленных в три стороны вместе с другим старым метательным снарядом и оружием, которое они употребляют против татар. Перед замком стоит высокий камень с медным изображением Ивана Васильевича в память его царствования, ниже помещены эти строки: Медный этот камень, и медная (жестокая) смерть и медный тот, кто читает эти слова сухими глазами. В году 1491-м”...".

Прогулка путешественника продолжается: " ... Вслед за тем, в разных местах города мы увидели много обелисков пирамидальной формы; они были трех- и четырехугольными от 10 до 20 футов высоты и довольно широкими, с выгравированными надписями, сделанными московскими буквами из свинца и меди; три из них наш патрон перевел:

“Я, Скомай, сражаясь за родину, убил в рукопашном бою 32 человека, и наконец убитый в схватке с Ролуоном Шведским, здесь покоюсь”.

Укротитель своевольных и защитник угнетенных, обремененный ранами и старостью, опоясанный мечом, я здесь погребен – Шитак”.

“В то время, как другие искали славы военными подвигами, я, Палицкий, ревностно устремляясь к делу мира, заслужил бессмертную славу”.

Стена Псковского кремля
Стена Псковского кремля

Экскурсия продолжается: " ... Затем нас свели в большой каменный дом, расположенный недалеко от замка, где иностранные купцы ведут свою коммерцию, показывают товары, покупают и продают, и, согласно обычаю, обменивают. Затем в другой дом, где содержатся под землей несколько медведей, волки и зубры, которые предназначаются для боя ...".

Мы и не подозревали, что Псков в XVI веке был настолько огромен. Вундерер описывает город так: "... Этот город Плесков, который московиты называют Псков, как некоторые говорят, по величине равен Риму, также почти могуч и населен, расположен треугольником у озера и является единственным во всей Московии городом, так укрепленным стенами. Он разделен на четыре части, каждая из которых окружена мощными стенами и башнями ...".

И еще: " ... Во Пскове же рядом две крепости... В одной из них мы видели княжеский дворец, который чрезвычайно красив и привлекателен. Покои в нем были украшены красным бархатом. В другой крепости находится совет и войско. Там мы видели оружие, короткие железные пушки без украшений. Домов во Пскове общим числом 41 568; как и во всем Московском государстве, они большей частью деревянные, окружены заборами, изгородями, деревьями и полями...".

Вундерер записывает все, что видит: "... Все обитатели носят длинные цветные платья, без складок, с белыми шапками и красными сапогами до колен, под пятой - маленькие круглые железки. И все подчинены королю или великому князю Московскому, которого они называют царем... Теперешний великий князь называется Федор или Теодорус, младший сын тирана Ивана Грозного, который шесть лет перед этим в 1584 году плачевно умер...".

Путешественник посетил Псков во время пребывания там царя Федора Иоанновича (сын Ивана Грозного) и лично видел его. Хотя в исторических хрониках не зафиксирован псковский визит царя Всея Руси в указанный год.

Примерно так выглядел выезд московского царя
Примерно так выглядел выезд московского царя

Итак, Вундерер наблюдает царя Федора Иоанновича: " ... Великого князя мы видели перед дворцом. Выйдя из храма, он садился в коляску. Его одежда была роскошна. На нем была длинная мантия до пят... У шеи - широкое оплечье из красного бархата, вышитое золотом и другими драгоценностями, которое они называют бармами. На голове - белая, заостренная, очень высокая шапка из ценных мехов, украшенная драгоценными камнями и золотом. На ногах - красные бархатные сапоги, вышитые золотом. Он был сопровождаем многими телохранителями, гайдуками и статными людьми. Коляска была покрыта красным бархатом, с золочеными изображениями. У каждого колеса стоял знатный московит в красной одежде. В коляску было запряжено цугом пять турецких лошадей с золотыми пряжками на красной бархатной упряжи...".

На этом завершается описание Пскова в записках Иоганна Давида Вундерера. Перед нами предстает совершенно неожиданная реальность в которой есть языческие идолы, пирамидальные обелиски с эпитафиями, роскошный трон, звериные бои. А сам город Псков соперничает с Римом по мощи укреплений и населенности.