Найти тему
The Economist Access

Заболеваемость в Китае

#DailyChartRubric

С тех пор как новый коронавирус начал распространяться за пределы Китая, официальные данные о заражённых служили мрачным ориентиром.

Ещё 26 марта число смертей от коронавируса в Китае превзошло число смертей в Америке, ставшей теперь центром пандемии. Сейчас Китай приближается к 83 000 заражённых, обогнав Италию, Испанию, Германию и Францию.

В мировом сообществе растёт подозрение, что официальной статистике Китая доверять нельзя. 24 марта премьер-министр Китая Ли Кэцян почти признался, что цифры действительно некорректны.

Одновременно с этим американские спецслужбы пришли к выводу, что число как случаев заболевания, так и смертей от этой болезни в Китае намного выше, чем рассказывают нам официальные цифры.

Такой скептицизм Китай заслужил. Анализ данных, представленных Национальной комиссией здравоохранения Китая, выявил две характерные особенности. Во-первых, данные изменчивы. В 9 китайских провинциях с вспышками вируса мы выявили 15 эпизодов, в которых число новых случаев covid-19 возросло более чем на 20% за один день, прежде чем вернуться к изначальному уровню. 

Такие «всплески» могут иметь место в любом наборе данных, например, из-за нерегулярного ведения. Мы обнаружили, что в других регионах таких случаев было меньше. Более того, когда эти «всплески» происходят, в Китае они часто сопровождаются обнародованием важного политического решения.

Из 15 таких эпизодов две трети приходятся на день после увольнения чиновника или на другое важное политическое событие.

Возьмем Хубэй, провинцию, наиболее пострадавшую от covid-19. 9 февраля регион сообщил о росте числа новых случаев заражения на 27%. В последующие два дня число новых случаев заболевания снизилось на 20% и 22% соответственно. Затем, 12 февраля, они выросли на колоссальные 742% до почти 14 000, прежде чем сразу же упасть снова. 

Китайские власти говорят, что «всплеск» был вызван пересмотром правительственной методологии подсчета. Но, по нашим данным, эти изменения были введены на неделю раньше и были отменены через семь дней после всплеска (см. диаграмму). 

-2

Альтернативным объяснением увеличения количества заражённых 12 февраля стало другое событие, объявленное на следующий день: увольнение партийных руководителей как Хубэя, так и его столицы Уханя.

И это не единственный случай. Большинство подобных эпизодов произошло независимо друг от друга, но мы определили один день, когда число инфицированных подскочило сразу в нескольких местах. 3 февраля в каждой китайской провинции наблюдался большой рост числа новых случаев заболевания (среднее значение составило 35%). 

Одно из возможных объяснений пришло две недели спустя, когда председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении перед Комитетом Политбюро призвал власти, борющиеся с вирусом, «своевременно обнародовать необходимую информацию».

Доказывают ли эти данные, что Китай искажает данные по covid-19, или что официальный счет случаев заболевания и число смертей в стране ниже, чем должен быть? Нет. Но необычные всплески и любопытное совпадение их сроков с политическими событиями неизбежно вызывают вопросы об их точности.