Представьте: 12 кусков земли площадью от 0,3 до 26 га неподалеку от Горячего ключа, в сторону Краснодара.
12 заброшенных участков, где десятилетиями никто не обрабатывал почву, и шестидесятилетний яблоневый сад, вернее, то, что от него осталось: высохшие, застарелые деревья.
Никто уже не говорит об электричестве и воде.
Пустырь, или, как это говорят сельхоз специалисты, «степи».
⠀
Кстати, эти же самые эксперты, побывав на итоговом участке, который мы собрали из дюжины кусочков, уверяли нас, что дело гиблое.
«На такой деградировавшей земле невозможно ничего вырастить. Вы инвестировали в глину».
Но нас уже было не остановить
Первый раз оказавшись здесь еще в 2009 году, лишь ступив на эту бедную твердь, мы вдохнули этого чистейшего воздуха и решили:
— здесь должна быть жизнь.
И начали, в буквальном смысле, пахать …правда, сначала истратили несколько лет на административно-бюрократические проволочки: оформления, суды, оформления…
Начались плантажные вспашки, дискование, культивирование, удобрение и прочая землеобработка. Днями напролет тракторы плугами вскапывали почву, корчевали ссохшиеся пни, выравнивали поле, мелиорировали.
Мы подняли и вывернули почти метр застоявшейся почвы, высвободив ее спящий слой, позволив ей снова задышать и наполняться воздухом и солнцем.
После этого, в общей сложности, мы высадили:
5000 яблонь. 1200 слив. 350 туй. 110 сосен. 100 лип. 80 кипарисов. 50 дубов. А еще орехи, ивы, груши, айву.
А также протянули почти километр электрических проводов, пробурили артезианскую скважину глубиной в 300 метров, построили несколько ангаров, создали систему капельного орошения, подготовили будущие поля для выращивания кормов.
Жизнь наступала
По законам природы, старое всегда уступает новому. Мы слегка ускорили процесс.