Трагедия, о которой пойдет речь, разразилась в 1327 г. от Рождества Христова. Ее вдохновителем и организатором был московский князь Иван Данилович по прозвищу "Калита".
Кто "навел" Ахмыла на Ярославль?
Иван Данилович Калита взошел на московский престол в трудные времена. Ярлык на великое княжение, без которого нечего было и думать о большой политике, с 1325 г. находился в Твери. Князя Ивана радовало только одно: все Даниловичи поумирали бездетными и ему одному досталась московская волость целиком.
Еще в молодости Калита часто бывал в Золотой Орде. Пользуясь случаем, он заводил связи с ордынскими вельможами и пользовался ими в своих интересах. Согласно летописи, уже в 1322 г. Калита привел из Орды некоего Ахмыла, который "много сотворил пакости в Низовской земли". Летописцы приписывают ордынскому "дипломату" массовые убийства и захват людей. Но самое главное, что стараниями этого человека был сожжен город Ярославль, мешавший Ивану Калите в борьбе за первенство и ханское внимание.
План Шевкала и тверской отказ
В 1327 г. в Твери был убит важный ордынец Шевкал. Воскресенская и Никоновская летописи сообщают, что этот вельможа приходился двоюродным братом хана Узбека и прибыл он в Тверь примерно с таким же планами, с какими тевтоны овладели Пруссией.
Во-первых, Шевкал собирался ликвидировать всех тверских князей, чтобы самому занять их место. Во-вторых, он думал посадить своих родственников править разными городами. В-третьих, бессовестный Шевкал имел в голове крамольную мысль перекрестить православных "в Татарскую веру".
Когда об этом проекте узнали в Твери, эффект был вполне предсказуем. Князья решили, что отдавать власть татарам и расставаться с жизнью им как-то не с руки, а тверичи категорически отказались молиться в мечетях.
В итоге, в городе вспыхнуло восстание во главе с великим тверским князем Александром Михайловичем. Шевкал, - не к ночи будь помянут, - и большинство его людей были убиты. Тверичи так оскорбились в своих чувствах, что под горячую руку перебили заодно безоружных ордынских купцов.
Нетрудно догадаться, как отреагировал Узбек на эти новости. От тут же велел казнить рязанского князя Василия, случайно оказавшегося в Орде и приказал...
Можно было бы подумать, что он приказал отправить в Восточную Русь карателей. И так и будет, но чуть позже. А пока, по одним сведениям, Узбек призвал к себе московского князя Ивана Калиту, а, по другим, Иван сам примчался в Орду, почуяв запах жареного.
Ханскую милость нужно заслужить
О чем разговаривали два политических деятеля Орды, никто не знает. Но в обратный путь Иван Данилович выехал во главе 50-тысячного войска в сопровождении пяти ордынских "генералов", то есть темников. В качестве "вольного стрелка" за ними увязался суздальский князь Александр Васильевич, но этот "фрукт" нам не интересен.
Дальнейшие события летописи описывают так, будто Калита временно испарился или крепко застрял в пути. Дальше у летописцев действуют только зловредные ордынцы. Они уничтожают Тверь и Кашин. Потом сжигаю все прочие тверские города, а также волости и села. Жителей они предают смерти или уводят в ордынский плен.
В итоге, Москва избавляется от злостного политического соперника (то есть Твери), а перед Калитой открывается заветная дверца, ведущая его в ханские казначеи (не в буквальном смысле, конечно). В 1328 г. Иван Калита получил ярлык на Великое владимирское княжение, а вместе с ним "священную" обязанность собирать для Сарая ордынскую десятину.
Калита не был бы "калитой", если бы не начал подворовывать из ордынского выхода. Но на это он решился не сразу. Зато с удвоенной силой он преследовал тверского князя Александра, укрывшегося в Пскове. По его навету в 1339 г. Узбек приказал схватить и казнил Александра Михайловича и его юного сына Федора.
После этого Калита приказал снять большой колокол с тверского Спасского собора и привезти его в Москву. С Тверью, наконец-то, было кончено.
Если нет возражений, поставить лайк, пожалуйста!
Читать все выпуски канала ИстПросвет