Найти тему
Martinian

Как коронавирус повлияет на речные круизы в России

Привет, уважаемая публика!

Я очень люблю речные круизы и с 2002-го года каждый год (за редким исключением) путешествую на речных теплоходах. Ниже поговорим о том, какой будет навигация-2020 для наших круизных компаний в свете последних событий.

Теплоход "Михаил Фрунзе" в Коприно (2018 год)
Теплоход "Михаил Фрунзе" в Коприно (2018 год)
Речная круизная навигация в России в последние годы начиналась в 20-х числах апреля

На самом деле, количество теплоходов, которые работали в этом месяце, было достаточно небольшим - пальцев двух рук, чтобы их пересчитать, точно хватало. Да и объективно говоря, спрос на апрельские круизы у нас низкий, и на то есть объективные причины: относительно короткий световой день, холодная погода, отсутствие листвы на деревьях, учебный год и т.д. и т.п.

Вид с носовой части главной палубы т/х "Феликс Дзержинский" (2019 год)
Вид с носовой части главной палубы т/х "Феликс Дзержинский" (2019 год)

А вот на майские праздники, как первые, так и вторые, желающих всегда было больше. Но всё равно не так много, как в летние месяцы: с июня по август. Именно эти три месяца и кормили всегда круизные компании. И большая часть круизных теплоходов работает именно в этот сезон.

Что мы имеем сейчас? Выходные дни, а за ними и режим самоизоляции в большинстве регионов продлили по 30 апреля.

Логично предположить, что в данной ситуации апрельские круизы с вероятностью 99% не состоятся. И об отмене этих рейсов объявили уже почти все круизные компании, у которых такие были. Кто-то ещё официально не отменил круизы, начинающиеся в последние дни апреля, однако по факту их скорее всего не будет, и вот почему.

Выходные дни и ограничения в передвижении мешают круизным компаниям должным образом подготовить флот к выходу из затонов: закончить ремонтные и проверочные работы, укомплектовать штаты, закупить необходимый инвентарь, топливо, продукты и т.д. и т.п.

Любой туристический круизный теплоход, даже речной - это сложная система, в которой функционирует множество различных процессов

Настроить её качественно в условиях самоизоляции невозможно.

Теплоход "Пётр Чайковский" в Ярославле (2018 год)
Теплоход "Пётр Чайковский" в Ярославле (2018 год)

Понимая это, самые крупные игроки рынка - "Созвездие", "Водоход" и "Мостурфлот" - уже объявили о переносе открытия навигации на 1 июня. Точнее: "Мостурфлот" пока отменил только круизы конца апреля-начала мая, но в выполнении ими других майских круизов я очень сомневаюсь...

Перенесли начало навигации на июнь и крупные региональные операторы.

Под мостом в Нижегородской области (2019 год)
Под мостом в Нижегородской области (2019 год)

Далее всё зависит от того, как долго продлится самоизоляция.

Если она завершится в апреле, и санаториям, (к которым формально и относятся круизные теплоходы), разрешат возобновить работу, то у крупных операторов, на мой взгляд, навигация продлится с июня по август, и они наверняка смогут отработать её если не с прибылью, то по крайней мере не в большой убыток.

Хотя, убытки будут в любом случае. Потому что, поскольку режим ЧС в России не вводился, то клиенты, у которых отменились круизы, будут требовать возврата денег за них и подавать на круизные компании и агентства в суды.

Почему я пишу про суды, потому что сейчас, судя по многочисленным отзывам в Интернете и по моему личному опыту, ни туристические, ни круизные компании в добровольном порядке не возвращают клиентам деньги за пропавшие путевки. И логично предположить, что пассажиры снимут с них через суды суммы, в разы большие, чем стоимость этих самых путёвок. Но суды в России - это всегда долго, поэтому компании почувствуют такое судебное давление наверняка позже: летом, осенью и даже зимой.

-5

Мелким компаниям, которые организуют круизы на одном-двух теплоходах, будет намного сложнее. Большие операторы будут максимально лояльны к клиентам, предлагая им на замену круизы в будущем на выгодных условиях: в более комфортных каютах, на большее число дней и т.д. И тем самым они будут снижать судебное давление, о котором я написал выше. А небольшим операторам так разбрасываться круизами будущих навигаций будет сложнее. Думаю, что часть из них разоряться, к большому сожалению тех, кто уже купил у них путёвки...

Если режим самоизоляции продлится и в мае, июне и т.д., (но я в это не верю), тогда сама туристическая навигация-2020 уже ставится под большое сомнение. И если так случится, то это будет очень печально...

-------

Здесь, наверное, стоит сделать отступление и сказать о том, что часть теплоходов, (в основном, четырёхпалубные), работала под иностранными туристами. И вот им, вероятно, будет сложнее всего. Ведь все контракты под иностранцев планируются сильно заранее, и сейчас, когда въезд им в страну закрыт, скорее всего, бОльшая часть договоров на навигацию будет отменена. Я предположу, что значительная часть теплоходов, работающих исключительно под интуристов, вообще в эту навигацию не выйдут из затонов. Так круизные компании понесут наименьшие убытки.

-------

Независимо от того, по какому сценарию будут развиваться события на рынке речных круизов в этом году, это будет сильный удар по отрасли, поскольку она и так не очень рентабельная. Ведь время речной навигации в нашей стране достаточно короткое: не более 6 месяцев, (а по факту хорошая заполняемость теплоходов длится всего 3 месяца: с июня по август), а содержать теплоходы, т.е. нести постоянные расходы, нужно круглый год. К тому же, большинство судов имеют плохую экономику, поскольку строились ещё в советское время, когда о прибыли и рентабельности думали мало.

Не стоит забывать и о том, что покупательская способность клиентов после ситуации с коронавирусом, безусловно, снизится. А если снижается спрос, то и рынок обычно сжимается.

Я более чем уверен, что число работающих теплоходов в навигацию-2021 будет заметно менше, чем было в навигацию-2019. И это, конечно, очень огорчает.

Ведь речные круизы - это настолько прекрасный, комфортный, красивый, полезный и интересный вид отдыха, что хотелось бы, чтобы он развивался и становился всё более популярным.

Вид с борта теплохода на Спасо-Преображенский собор в Рыбинске (2018 год)
Вид с борта теплохода на Спасо-Преображенский собор в Рыбинске (2018 год)

-------

Ну а больше всего я сожалею не о речных теплоходах, (их много, и кто-то в любом случае выживет), а о морском теплоходе "Князь Владимир", (который один на всю страну). Не везёт ему, как ни крути: то срыв начала навигации, то штормы, то неожиданное задымление на борту, то коронавирус этот... Так и угробить прекрасную идею возобновления круизного судоходства на Чёрном море недолго...

Морской теплоход "Князь Владимир" в Ялте (2017 год)
Морской теплоход "Князь Владимир" в Ялте (2017 год)

Впрочем, об этом как-нибудь в следующий раз.

-------

Теперь вам слово, уважаемые читатели: любите речные круизы? Купили уже путёвки? Делитесь в комментариях.

-------

Морской круиз по-русски. Часть 2. Маршрут и общие впечатления

-------

Круиз детского радио 2019 - как это было