В одном из постов я обещал рассказать подробно об эксперименте Милгрэма. Обещание с удовольствием выполняю, эксперимент не просто так гремит и известен. Недавно я видел новость о научной статье, посвященной интерпретации результатов, хотя он был описан аж в 1963 году. Знание о нем жизненно необходимо для понимания, что за чертовщина происходила в ХХ веке и как ее избежать в веке ХХI.
Вы доброволец, которому предложили поучаствовать в исследовании, посвященному влиянию боли на память. Заходите в помещение, знакомитесь с обстановкой. Есть ваш стол с оборудованием и кучей кнопок. Сзади сидит экспериментатор в белом халате за своим столом, который будет направлять и помогать. Спереди другой доброволец на стуле, подозрительно похожем на электрический. Вам объясняют, что вы будете давать задания второму участнику. Если он отвечает правильно, переходите к задаче сложнее. Если нет - нажимаете на кнопку и второго участника бьет током. Если он опять ошибается - нажимаете на следующую кнопку, с большим зарядом. Человек в белом халате для подстраховки.
Вы начинаете. Вначале все примерно как в “Кто хочет стать миллионером” с Дмитрием Дибровым, легкие и простые задания с веселой атмосферой. Но сложность начинает круто расти, как и напряжение в воздухе (и не только). Участник ошибается, вы начинаете нажимать на кнопки. Бьет ток. Ему больно. Он ошибается опять. Но, словно пьяный в казино, вы можете идти только на повышение. С определенной кнопки видите, что участнику очень больно. Ему уже не до решения задач. Он кричит, хватается за сердце, просит остановить эксперимент. Вы начинаете сомневаться в адекватности своих действий.
Но тут начинается самая суть. Подходит добрый дядя в белом халате и покровительственно говорит - продолжайте, все в порядке. Он невозмутим и спокоен. Крики? Ничего страшного. Эксперимент должен продолжаться. Ваша задача - при ошибке испытуемого увеличивать силу тока и повторно задавать вопрос. Делайте. И вы смотрите в его спокойные уверенные глаза. На ряд кнопок, на последней из которых стоит предупреждение “Опасно для жизни!” А потом на задыхающегося человека, у которого кажется сейчас случится сердечный приступ. Что сделаете?
Возможно, вы не знаете ответ на этот вопрос. Но зато мы знаем, что сделали они. 65% процентов людей нажали на последнюю кнопку с напряжением 450 вольт. Только 12,5% людей прекратили участвовать действии при первых признаках боли и страдания испытуемого. Не будет преувеличением сказать, что почти 75% испытуемых готовы были мучить человека, пока авторитет в белом халате говорил, что все ок.
Конечно, не было никакого исследования влияния боли на память, все действо было подставой. На стуле сидел актер, который всегда начинал выдавать ошибки и симулировал боль от поражения током. Настоящими испытуемыми были люди, бьющие током. К слову о 65%, к последнему заряду актер уже часто просто молчал и не отвечал на вопросы, как будто он без сознания или что похуже (и этот факт никак не смущал человека с кнопкой!)
Милгрэм хотел понять парадокс возникновения фашизма в Германии. Как так могло случиться, что вот, обычные граждане, чьи-то отцы и матери, которые живут, радуются и любят, внезапно становятся безжалостными палачами, с горячими сердцами, холодной головой и не совсем чистыми руками. Оказалось, что все, что для этого нужно - человек в хорошем костюме, который говорит, что все ок. И слова этого человека внезапно кроют любые страдания и крики о помощи, которые слышно снаружи.
Вывод для меня прост. Чем в обществе больше авторитарности и меньше свободы, индивидуальной ответственности - тем больше будет насилия, зла и разрушения. И когда кто-то предлагает, взывает к тому чтобы под тем или иным соусом ввести какое-либо решение за человека, как ему жить и поступать (“Компетентные органы лучше знают! Да вы им только дайте, они сразу такое натворят! Нашему человеку свободу давать нельзя!”) - они либо дураки, либо подлецы. Больше авторитарности помогает только одному - спокойно сидеть на стуле человеку в дорогом костюме, сохраняя свое положение за столом.