Сегодня на российском инновационном рынке присутствует великое множество площадок, которые предлагают стартапам обучающие программы, развитие, а также новые контракты и инвестиции. Чтобы оправдать собственные ожидания, стартапу нужно четко осознавать, какие цели преследуют различные акселерационные программы и что полезного начинающие стартаперы могут из нее получить.
Акселератор как инструмент развития экосистемы
Подобные акселераторы фокусируются на стартапах ранней стадии и имеют обучающую направленность, в таких программах молодые предприниматели получают необходимые теоретические и практические знания для развития своих технологий.
Отличным примером подобного вида акселераторов на российском рынке можно назвать "Generation S", который пропускает через себя сотни или даже тысячи стартапов. Отличительный плюс подобных акселерационных программ в том, что они занимаются продвижением и масштабированием технологий и дают стартовый набор знаний и инструментов начинающим стартаперам.
Тем не менее зачастую в команду коучей и менторов подобных программ входят чиновники и окологосударственные эксперты, которые не обладают предпринимательскими навыками, часто их методология строится больше на теории, чем на собственном опыте.
Наиболее оптимальной стратегией для подобных акселераторов станет сотрудничество с компетентными подрядчиками с большим опытом реализации акселерационных программ, которые поделятся своими знаниями, техниками и методологией с обеими сторонами проекта, то есть и с организаторами, и с молодыми стартапами.
Акселератор при венчурном фонде
В 2010-х годах подобных акселераторов было превеликое множество, но и сейчас они присутствуют на инновационном рынке в довольно большом объеме. Фонды ищут стартапы под конкретные собственные нужды, соответственно, поиск стартапов нацелен на определенные отрасли, которым он вместе со своими технологиями или продуктами должен соответствовать.
Качество данных акселераторов может быть разным — от сильно продвинутых, с отличными экспертами, менторами и программой, до весьма посредственных. Последние создаются командами инвесторов, которые никогда акселерационные программы не проводили и потому допускают ряд системных ошибок.
Очевидным и, пожалуй, главным плюсом подобных акселерационных программ является инвестирование в стартапы в рамках проекта.
Главный минус — участие в подобных акселерационных программах небесплатное. В классических акселераторах стартап получает инвестиции из фонда, к примеру, 125000 $ и отдает 7 % из инвестиции, а также платит около 25000 $ за саму акселерацию.
В целом эти программы довольно привлекательны и успешны. Они имеют коммерческие KPI с точки зрения фокуса на работу с лучшими командами и действительно стремятся к достижению максимального результата с каждой из них. Наиболее известные представители этой категории на международном рынке — 500 startups, Y Combinator, Plug and Play.
Корпоративный акселератор
Таких акселераторов сегодня становится все больше и в России, и в мире. Инициатором подобной программы чаще всего выступает крупная корпорация. Например, компания IBM создала и успешно проводит шестимесячную профессиональную программу для разработки решений для корпоративного рынка IBM Alpha Zone. Среди российских компаний, инициирующих корпоративный акселератор, можно выделить MTS StartUpHub и SteelTech Accelerator от промышленного гиганта «Северсталь».
Целью организаторов таких программ становятся поиск и интеграция технологий, которые смогут улучшить деятельность компании или помочь ей развить новые направления. Как правило, подобный акселератор для стартапов бесплатный, участники не отдают долю или деньги за участие в программе.
Участниками таких программ могут стать более зрелые компании, у которых уже есть рабочий продукт и, возможно, продажи. В данном случае целью акселерации становится проведение успешного «пилота», доказывающего ценность стартапа как партнера для крупной компании. Корпорация же, в свою очередь, учится у стартапа новым подходам ведения бизнеса. Иногда корпорация может проинвестировать или полностью купить стартап после прохождения акселератора.
Главный плюс таких программ в том, что они дают стартапам доступ к конечному покупателю корпорации (именно покупателю стартапа как компании, а не продукту их деятельности) и как минимум возможность бесплатно пропилотировать свой продукт и получить ценный опыт.
Главный минус — корпорации на первом этапе зачастую не знают, как проводить такие программы, и не имеют выстроенной внутренней системы процессов для работы со стартапами, что приводит к провалу большей части первых пилотов.
Университетский акселератор
Чаще всего это акселератор для стартапов ранней стадии, находящихся на уровне идеи. Его главная задача — обучить студентов предпринимательству. Здесь преподают теорию с ограниченным объемом практики. Иногда организаторы привлекают в качестве партнеров технологические компании, например Google, Microsoft или другие крупные корпорации. Такой проект часто становится подрядчиком в разной предпринимательской деятельности в городе или регионе, где он находится. К данному типу можно отнести бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ.
Преимуществом такого акселератора служит акцент на развитии предпринимательства в студенческой среде, а недостатком — ориентация только на стартапы очень ранней стадии.
Продакшн-студия акселераторов
Этот тип акселераторов можно считать самым редким, поскольку он требует серьезного уровня акселерационной методологии, опыта работы с разными игроками на рынке и умения создавать разные программы. По сути, это фабрика акселераторов, которая либо создает их по примерно одному шаблону, как Plug and Play, либо делает уникальные программы под каждого партнера или клиента, как Techstars и GVA.
Чаще всего это частные компании, которые в процессе создания программ обучают партнеров и клиентов тому, как проводить подобные мероприятия самостоятельно и как выстраивать процессы работы с инновационной средой в целом. Это частные институты развития, они считаются самыми продвинутыми практиками-методологами в сфере акселерации на сегодняшний день.
Основных преимуществ несколько: они способны создавать множество параллельных программ, обучать в процессе партнеров и передавать знания рынку, прокачивать сотни стартапов в год и вовлекать крупных игроков в работу со стартапами.
Основным недостатком считается работа «в паре», то есть они имеют не более одной–двух собственных программ, а остальные создают с партнерами на договорной основе.
Вместо заключения
Таким образом, стартапу необходимо грамотно оценить уровень собственного развития и понять, над какими аспектами своего бизнеса стоит поработать на данном этапе. Предпринимателям, чей продукт находится на стадии идеи, подойдет акселератор развития экосистемы или университетский проект. Команда сможет бесплатно получить ценные знания и навыки, проработать свое предложение и обзавестись полезными знакомствами для дальнейшего развития.
Более зрелые стартапы, чей продукт готов к пилотированию, должны сфокусировать свое внимание на акселераторах, которые могут дать им такую возможность. Это может быть акселератор при венчурном фонде, корпоративная программа или же участие в проекте от продакшн-студии.
Предпринимателям нужно в первую очередь обращать внимание на реальные показатели успешности программ — количество проведенных пилотов, рост бизнес-показателей у выпускников программ: рост продаж, конверсий, числа пользователей, развитие версии продукта, изменение конкурентной позиции на рынке, процент успешных пилотов и так далее.
Умение видеть реальные цели организаторов акселерационных программ, запросы компаний и отсеивать пустые проекты поможет стартапу выбирать самые продуктивные программы и добиться успеха скорейшим образом.