Работающий маркетинг начинается с понимания своей аудитории. Чем больше вы знаете о потребителе, тем более точно будет попадать ваша реклама и контент. Составить портрет вашей целевой аудитории помогут следующие ключевые шаги.
1. Представьте, как выглядит клиент и чем занимается?
Универсальный шаблон портрета:
- пол;
- возраст;
- образование;
- уровень дохода;
- социальный и семейный статус;
- профессия, место работы, род деятельности;
- национальность;
- география проживания.
2. Составьте психологический портрет
Каковы его жизненные приоритеты, поведение? Чем он увлекается?
- характер (консервативный, амбициозный, веселый и т. п.);
- ценности и жизненные позиции;
- личные увлечения, хобби, образ жизни;
- модель покупательского поведения (от принятия решения о покупке до выбора на полке в магазине);
- места приобретения товара и особенности потребления (Где покупает? Как использует?);
- отношение к цене продукта;
- факторы, определяющие выбор продукта, драйверы и барьеры потребления.
3. Портрет потребителя для рынка B2B
B2B-сегмент имеет свою специфику. Портрет клиента здесь можно составить по следующим пунктам:
- вид деятельности, ассортимент товаров;
- количество служащих;
- годовой объем продаж;
- география распространения, деятельности (локальный, национальный, мультинациональный);
- количество филиалов;
- лицо, принимающее решение;
- сезонность продаж, связанная с видом деятельности;
- ценовая политика.
4. Определите точки соприкосновения
Создайте «день из жизни» клиента: от момента, когда он просыпается и едет на работу, до того, когда тренируется и ложится спать.
Где потребитель узнает информацию о товаре? С какими средствами коммуникации взаимодействует в течение дня:
· где смотрит новости;
· в каких соцсетях переписывается с друзьями;
· какие каналы использует для развлечения и отдыха.
Зная типичный распорядок дня, вы увидите возможности, где и как бренд может с ним взаимодействовать.