Мне трудно вспомнить другого поэта из школьной программы, чьи стихи требовали бы такого усердия и целеустремленности. Помню, как я, не взирая на свое грассирование, методично повторяла:
Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
Я выбрала «Хорошее отношение к лошадям» как альтернативу «Послушайте!», которое и так учил весь класс. Мой хитрый план сработал, и теперь я знаю оба стихотворения (таким же путем я пошла, когда не стала учить письмо Татьяны к Онегину, запомнив его наизусть во время классного чтения).
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
И как тут не согласиться? Смысл строк Маяковского поражал, но из-за необычного построения стихов «лесенкой» их было трудно запомнить.
Почему же поэт выбрал не самый традиционный способ стихосложения? В чем его за это обвиняли другие поэты и слушатели?
«На, Ося, расставь запятатки»
В это трудно поверить, но первые стихи Маяковского, написанные им во время нахождения в Бутырке, выглядели так:
В золото, в пурпур, леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Как пояснил поэт в автобиографии «Я сам»: «Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!»
Однако большинство его произведений написано акцентным стихом, благодаря чему при чтении слышны все интонационные нюансы, задуманные поэтом. Как и другие футуристы, Маяковский почти не использовал знаки препинания. Вместо этого он строил стихи «лесенкой», игнорируя, главным образом, запятые.
В рукописях поэта хорошо видно, что с пунктуацией он не дружил. Знаки препинания в его произведениях с 1916 года расставлял Осип Брик, которому он ласково говорил: «На, Ося, расставь запятатки».
Точки и запятые Маяковский ненавидел, и вполне вероятно, что из-за этого в том числе он стал специально писать стихи лесенкой. Для лесенки «запятатки» не нужны.
В чем его обвиняли другие поэты
За свою «лесенку» Маяковскому часто приходилось слышать обвинения в жульничестве. Некоторые издания в те времена платили поэтам не за количество слов, а за количество строк. И якобы из-за такого стихосложения поэт получал большие гонорары за меньшее содержание, что казалось несправедливым его коллегам.
Дневник литературоведа Льва Когана хранит интересную запись выступления Маяковского перед одесскими студентами в феврале 1924 года.
На выступлении прозвучал вопрос: «А правда, что вам за каждую строчку платят рубль?» Маяковский серьёзно ответил: «Правда. К сожалению, всего рубль». На что студент парировал: «Ну, тогда понятно, почему вы делите строчку на части, иногда даже на три».
После шуточной перепалки поэт серьезно объяснил:
— Вот вы слышали сегодня мои стихи, были они непонятны?
— Нет, эти понятны, — раздалось со всех сторон.
— А вот эти-то стихи и считают обыкновенно непонятными.
— В вашем чтении они понятны.
— Ну так читайте как я. Вот и всё. Я дроблю строчку вот почему.
А закончил выступление Маяковский такими словами: «Не тычьте мне классиков в лицо. Классики — классиками, а Маяковский — Маяковским».
И с этим трудно не согласиться.
Поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подпишитесь на канал – это очень поможет развитию проекта. Другие интересные факты о писателях ищите по тегу #бр_биография (нажмите на него).
С уважением, автор канала «Беречь речь» – здесь пишут о русском языке с юмором и любовью.