Мир разделился на тех, кто ждет перемен и кто начал меняться сам. Коронавирус заставил многих из нас пересмотреть планы на будущее.
Карантин для некоторых бизнесов закончится 13 апреля. Но эта мера, вероятно, не коснется рестораторов. По пессимистическому прогнозу рестораны начнут работать не раньше конца мая. Кто-то закрывается, что можно судить по объявлениям о продаже бизнеса, кто-то вовлекается в доставку, пытаясь хоть как-то привлечь живые деньги. Как чувствует себя Ресторанная Федерация «Вкус 72», в которую входит: банкетный ресторан «Vintage», караоке-клуб «AVENЮ», столовые для крупных компаний, буфет в бизнес-центре. Об этом я спросила Алену Картышкину, генерального директора «Вкус 72».
Мир разделился на тех, кто ждет перемен и кто начал меняться сам. Мы не шаурма, не рестораны быстрого питания, нам нет смысла уходить в доставку. У нас главное направление — кейтеринг и корпоративное питание. Пока все не заработало в полную мощь, у нас нет объемов. Мы ждем и решаем проблемы по мере поступления. Налоги я успела заплатить в марте, так что эта поддержка государства меня не коснулась. Расставаться с коллективом я не хочу, морально не могу выставить их на улицу. 10 апреля подходит срок выплаты зарплаты за март. Мы договорились, что все получат минималку, без KPI. У нас около 180 сотрудников (по всем нашим точкам и плюс арт- группа). Нет средств выплачивать оклады и нет возможности платить поставщикам. Оплаты приостановлены. С партнерами и топ-менеджерами компании договорились, что пока берем паузу, им платить нечем. Пишем гарантийные письма и берем отсрочки. Брать кредиты на выплату заработной платы? Это издевательство над бизнесом.
Следующий вопрос — арендодатели. Самая крупная локация — ресторан «Vintage», это под миллион аренды. Мы работаем тут 11 лет, я попросила скидку 100% на время карантина. Арендодатель ответил, что сделает всё возможное, для того чтобы мы смогли продержаться на плаву эти месяцы. Но я и арендодателей понимаю, ведь им налоги платить. Поэтому через Ольгу Михайлову «Ассоциация гостеприимства» я написала письмо на Губернатору области, чтобы нашим арендодателям сделали послабление в налогах, а они в свою очередь могли позволить себе помочь нам с арендой.
Новые возможности
Главное, что произошло за это время — это объединение рестораторов. Мы создали общий чат поддержки. Я покупаю у психологов, экспертов ресторанного бизнеса вебинары для нашей онлайн-школы «Ресторанный Управляющий». Доступ к этим вебинарам даю бесплатном всем желающим коллегам. Сама этим подпитываюсь.
А еще мы работаем не только над виртуальным объединением, но и над новым для Тюмени форматом работы рестораторов после карантина в офлайн. Коллаборация с целью экономии денег: создание единой управляющей компании, фабрики-кухни, учебного центра для нескольких ресторанов или небольших сетей.
Мир не будет прежним, это однозначно. Я точно не оставлю «Vintage» в том формате как сейчас. Банкетный бизнес для меня уже умер. «Перезагрузка» ждет и кейтринг. Скоро ли будут востребованы заказы на 1500 и 2000 мест? Думаю — нет.
Я по жизни безнадежная оптимистка. Я посчитала, что мне сейчас, чтобы покрыть убытки (при прогнозе начала работы не ранее конца мая) нужно 10 миллионов. Их я буду отдавать 2-3 года. «Наша сила в нищете», — эту фразу сказал мне на днях один наш партнер. И в этом есть глубокий смысл. Развитие всегда идет из точек боли и напряжения. Одним словом, даже если мы выживем, это будет не про бизнес, а про мой образ жизни. Про образ жизни всех предпринимателей. Я люблю свое дело».
Няня онлайн и цветы бесконтактной доставкой
Бебиситтеры, а их на ресурсе KIDSOUT.ru только в Тюмени 300 человек тоже в онлайн. «Заказов хоть намного меньше, но есть. Мы разработали методические рекомендации для наших сотрудников, родители и дети довольны. Мамы устали, детям хочется живое общение, мы рады помочь», — признается Анжелика Копыльцова руководитель сервиса по поиску бебиситтеров в Тюмени.
С «цветами жизни» боле менее понятно, а вот с живыми не совсем.
«Каждую неделю нам идут цветы, потому что мы заказали их 2 недели назад, примерно на 350 тыс. рублей, плюс остатки в 4 точках на пол миллиона. Отменить, вернуть, заморозить, переждать ничего нельзя, — делиться совладелица сети цветочных магазинов Fan Fan Tulpan Екатерина Таможникова. — Цветы остаются в салонах, я езжу в магазины и ухаживаю за ними — перебираю и подрезаю стебли. Мы платим коммунальные платежи за арендуемые помещения, у нас работают холодильники и кондиционеры. выбрасывать свежие цветы пока не хотим. Что-то дарим, что-то продолжает храниться в студиях.
Каждое утро цветочники Тюмени, у которых тоже есть теперь профессиональный чат звонят в штаб по поддержке бизнеса, обращаются в Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области. Нам говорят, что знают о проблеме. Пока никаких мер для поддержки не принято, все ждут. Кредитов нет, арендодатели пошли на встречу дали «каникулы» по аренде. У власти мы просим одного — разрешите бесконтактную доставку цветов. У людей праздники, дни рождения, юбилеи. Им нужна радость, нужны цветы. Не хочется начинать это делать из-под полы».
Из-под полы торговать не пришлось, с 6 апреля разрешена торговля онлайн и бесконтактная доставка. Цветочники усилили маркетинг.
Роботы в помощь
Качественные изменения бизнеса в сторону роботизации, цифровизации прогнозируются во всех сферах. Даже в таких консервативных отраслях как нефтегазовая и строительная.
«С одной стороны, ситуация с коронавирусом усилила необходимость использования онлайн сервисов, позволяющих управлять процессом удаленно, без выезда непосредственно на объект, — комментирует ситуацию Наталья Бреус, заместитель генерального директора по экономике АО „Мостострой-11“. — Осуществление совместной работы через веб-платформы и мобильные приложения, контроль за фактическим нахождением персонала и техники с использованием интернета вещей позволит обеспечить своевременной информацией менеджмент и ускорить принятие решения. Это все эффективно в любой ситуации так как повышает скорость реагирования на проблемы и управление затратами. С другой стороны, реагируя на этот вызов, следует проработать вопрос о сокращении рабочих на стройплощадке за счет совмещения трудовых функций, повышения квалификации работников, устранения неэффективных процессов. Компания „Мостострой-11“ эти меры предпринимала и ранее, но сейчас они кажутся как никогда актуальными».
Опубликовано на портале https://nashgorod.ru/news/city/08-04-2020/nasha-sila-v-nischete-kak-vyzhit-biznesu-v-rezhime-samoizolyatsii
Продолжение следует…
Тюмень#смиподдержимпредпринимателей