Найти тему

Первый советский...АМО-Ф-15

История первого советского автомобиля начинается 104 года назад, когда 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще прошли молебен и церемония закладки первого камня в основание завода Автомобильного Московского Общества(АМО), с которого(как не странно)начнётся создание великого завода и его автомобилей марки(а если быть точнее марок)АМО/ЗиС/ЗиЛ.

та самая фотография где братья Рябушинские обсуждают план строительства завода. Тюфелева роща. 1916 год
та самая фотография где братья Рябушинские обсуждают план строительства завода. Тюфелева роща. 1916 год

В то время планировалось к марту 1917 года собрать 150 итальянских грузовиков Fiat-15 Ter. Но к сожалению этим планам не суждено сбыться, так как возникли трудности с организации производства в военное время, да из-за технической отсталости Российско экономики, грубо говоря. Тогда наши купили у Итальянцев автомобили модели 15 Ter, из-за чего в 1917 году собрали 432 грузовика, а в 1918 году 779 автомобилей. Далее сборка грузовых автомобилей не смогла развиться дальше, а после Октябрьской революции, да и шедшей после гражданской войны, 15 августа 1918 года недостроенный завод национализировали и превратили в мастерские по ремонту автомобилей и прочей техники, из-за чего в 1919 году в цехах АМО собрали лишь 108 грузовиков.

Fiat-15 Ter
Fiat-15 Ter

В июне 1923 года советское министерство планирования разработало план по производству грузовых автомобилей АМО с 1923-1927 гг., но официальное правительственное распоряжение по началу производства первых советских грузовиков завод получил только спустя год в марте. И вот, 1 ноября 1924 года был собран первый 1,5-тонныйгрузовой автомобиль АМО-Ф-15, а 7 ноября первые 10 машин с гордостью представили публике. Именно 7 ноября является официальным день рождением советской автомобильной промышленности.

Первый АМО-Ф-15
Первый АМО-Ф-15

Силовой установкой в автомобиле служил однорядный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель Ф-15 с вертикальным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов мощностью 35 л.с. Максимальная скорость грузовичка была 50 км/ч, средняя скорость движения по щебеночному шоссе — 30 км/ч, по грунтовым дорогам — 15 км/ч. Запуск двигателя осуществлялся при помощи заводной рукоятки. Искру зажигания вырабатывало магнето, а стоявший шестивольтный генератор использовали для питания ламп. Так как питания не хватало даже на звуковой сигнал, ставили клизмоподобный ручной клаксон.

Производство 1,5-тонного грузовика продолжалось с 1924-1931 гг., переживший небольшой, так сказать, рестайлинг в 1928 году, где ему добавили электрический стартер, фары, клаксон. За всё время выпустили почти 7000 автомобилей с учётом модификаций. До наших дней сохранилось лишь три АМО-Ф-15 из них два в пожарной модификации. Один в политехническом музее, другой в Санкт-Петербурге, ну и третий на ЗИЛе(по-поводу этого немного сомневаюсь, что он всё ещё на ЗИЛе).

Спасибо за то что прочитали эту статью. Это моя первая статья на моём же канале. Надеюсь что вам понравилось, а если заметили ошибку, то пишите в комментарии.