Каждое посещение кинотеатра – это стресс. Маркетинг и лидеры мнений сделали свое дело, показывая как правильно смотреть киноленты – вместе с попкорном и газированным напитком (либо слабоалкогольным). Почему очередной поход в кино – стресс? За билет заплати, за колу заплати, за попкорн заплати. По итогу самой бюджетной покупкой является билет, а сопутствующие покупки обходятся в «копейку».
Да, можно спуститься в гастроном и купить все тоже самое. Как я, например, и практиковал раньше. «Кола» + чипсы или другие снеки, либо «Кола» + попкорн, сделанный дома. Раньше я часто делал попкорн ShowTime.
Получается бюджетно. С карамелью, солью, сыром, оригинальные. По цене упаковка выходит в 25-30 рублей. 2-3 такие пачки, и запасы пополнены. Итого – 50-60 рублей. Но есть и свои недостатки. Во-первых, можно испортить попкорн, передержав его, во-вторых, до кинотеатра доезжает остывшим, выдохшимся, в-третьих, в кинотеатрах попкорн получается вкуснее, как ни крути.
Но почему он такой дорогой? Большая пачка обходится в Казани в 300-400 рублей, тогда как билет – от 200 до 400. Разбираемся вместе.
Краткая предыстория (правда, краткая). В конце 19 века кинематограф считался высоким искусством, кинозалы — солидными заведениями. Было непринято продавать еду в залах. Кино было немым. Вначале 1920-х у картин появился звук, и все поменялось. Одна из первых солидных компаний, владеющих сетью из 66 кинозалов на западе США, начала предлагать гостям еду в 40-е годы 20-го века. В 1938 году сеть понесла убытки по прокату, но отыгралась на попкорне и сопутствующих продуктах. С тех пор индустрия изменилась.
Первый аппарат для производства попкорна в российском кино в 1997 году появился в московском «Кодак Киномире». Установила его компания «Деловая Русь», президент которой, Михаил Корин, привез эту идею из поездки в США.
ВЕРНЕМСЯ К НАШЕЙ ТЕМЕ: ПОЧЕМУ ПОПКОРН ТАКОЙ ДОРОГОЙ?
Все дело в экономике, как бы это странно не звучало. Чтобы оставаться на плаву, кинотеатрам необходимо делать выручку на сопутствующих продуктах взамен билетам.
Билет в кино стоит, допустим, 300 рублей. Из 300 рублей 50% отходит дистрибьюторам (-150 рублей), еще 3-5% – отчисления в Российское авторское общество (-15 рублей). 300 – 150 – 15 = 135 рублей.
А от выручки от продаж кинобаров 90% идет в доход сети кинотеатров. При этом средний чек – 250-300 рублей. Самым рентабельным продуктом является всеми любимый снек. Рентабельность у попкорна – 800-900%. Считаем. 90% от 300 рублей = 270 рублей.
НО ПОЧЕМУ ВСЕ ЖЕ ПОПКОРН ПРОДАЮТ ПО 300-400 РУБЛЕЙ? ВЕДЬ ЕСЛИ ЕГО СДЕЛАТЬ ПО 150 РУБЛЕЙ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ВСЕ РАВНО БУДЕТ ВЫСОКОЙ, НО ПРОДАЖ СТАНЕТ БОЛЬШЕ.
Дороговизна воздушной кукурузы обусловлена невозможностью кинозалов зарабатывать на чем-то другом.
Конечная чистая прибыль не такая большая, как может подумать завистливый посетитель. Здесь и траты на упаковку, на аренду площадей, и на обслуживание «попперов» (аппаратов по производству попкорна), и на электричество, на продавцов с уборщиками.
Замечательные слова сказал Лэндсбург в книжке «Экономист на диване»:
« Дешевые билеты и дорогой попкорн — фактически взимание более высокой платы с тех, кто ест много попкорна. Это работает, но только потому, что те, кто готов платить высокую цену, и те, кто ест много попкорна, по сути, одни и те же люди».
И не стоит забывать, что это не розничный магазин, а бар, хоть и с приставкой «кино».