Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Дерзость" (СССР, 1972): "за" и "против"

Дерзость. СССР, 1972. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькивич. Сценарист Василий Земляк (по собственной повести "Подполковник Шиманский"). Актеры: Николай Олялин, Владимир Гуляев, Валентина Гришокина, Борис Зайденберг, Владимир Балон, Татьяна Чернова, Юрий Дубровин, Фёдор Одиноков, Станислав Станкевич и др. 35,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Получив целый букет негативных кинокритических и начальственных оценок своего «кабарешного» фильма «Опасные гастроли» (1970), режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (1934-2015) решил свою следующую работу – боевик «Дерзость» - снять на проверенном материале военно-патриотической темы. Однако в результате вновь не избежал разгромных мнений.

-3

К примеру, кинокритик Валерий Кичин в журнале «Искусство кино» утверждал, что «Дерзость» настолько слаба художественно, и сюжетные мотивировки «вообще не слишком заботят создателей ленты. Настолько, что иной раз их не заботит и здравый смысл. Даже убитые в этом фильме умирают лишь там, где нужно авторам, а немецкая военная машина на экране· разваливается самопроизвольно, охотно подставляя под удар наиболее уязвимые свои места. И даже самые важные свои подвиги герой совершает, словно бы играя. … Героизма от героя во всех этих эпизодах, собственно, и не требуется. Враг идет в ловушку сам, то сентиментально вспоминая о дивах венского кабаре «Летучая мышь», то внезапно переходя к не менее опереточным угрозам: «Аусвайс! Яволь! Пу-пу-пу!». … Фантазию авторов явно питают только самые поверхностные литературно-кинематографические, а отнюдь не жизненные впечатления - ведь все «элементы», из которых сложен фильм, сами по себе уже встречались нам: не раз. Тут нет ни попыток найти что-то свое, ни простой, обязательной для художника боязни заслужить упрек в такой обнаженности «приема», при которой, кроме монтажа цитат из старых лент о разведчиках, на экране больше ничего и не возникнет» (Кичин, 1972: 62, 64).

-4

К сожалению, финал этой дельной аналитической статьи был смазан стандартным абзацем о том, что «серость противопоказана искусству, которое может развиваться только в обстановке высокой творческой принципиальности и требовательности, в обстановке, исключающей «конъюнктурные производственные компромиссы и взаимные дружеские амнистии. На это нацеливает нас только что опубликованное Постановление ЦК КПСС «0 мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (Кичин, 1972: 67). Кичин В. Нельзя превращать героику в игру // Искусство кино. 1972. № 10. С. 57-67.

-5

Многие сегодняшние кинозрители с кинокритиком Валерием Кичиным явно не согласны (далее цитируются зрительские отклики на портале кинотеатр.ру):

«Замечательный фильм. Очень интересная сюжетная линия, продумано все до мелочей, каждый эпизод. События разворачиваются молниеносно, держат зрителя в постоянном напряжении. Огромный труд сопряжен с удачей, которая счастливо выручает героев из трудных ситуаций, она придает оптимизма всему фильму, какую-то надежду на лучшее. … Какой замечательный, красивый и мужественный Олялин в главной роли» (Добрава).

-6

«Очень хороший фильм. Все достаточно достоверно. Если и есть доля авантюризма, то в пределах жанра. Олялин великолепен. Женщины прекрасны. На уровне лучших советских фильмов о войне» (Риманика).

Впрочем, есть среди зрителей и такие, что считают "Дерзость" «киносказкой о войне для детей младшего школьного возраста» (Г. Воланов).

Итак, это были мнения кинокритика и кинозрителей…

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020