Найти в Дзене

Разбор советов репетитора по самоподготовке к ЕГЭ

Следующая давняя статья является перечнем советов от репетитора по самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Часть советов у него хорошие, часть довольно спорные. Вам нужно научиться всегда видеть контекст таких рекомендаций. Всё-таки одна из задач репетитора в публичном пространстве — как можно эффективнее продать свои услуги. Поэтому и советовать он тоже будет исходя из этого.

Несмотря на некоторые мои критические замечания ниже, на сайте автора есть вполне адекватные советы. Мы указывали этот ресурс в списке полезных преподавательских сайтов. Особенно стоит его изучить молодым педагогам. Ну а пока разберём саму статью.

*********

К сожалению, не все родители могут позволить себе нанять репетитора по математике для подготовки к ЕГЭ. Некоторые скептически относятся к самой идее индивидуального обучения, другие не в состоянии соответствующим образом повлиять на ребенка и настроить его на полноценные уроки помимо школы. Помимо этих категорий граждан есть еще и те, кто уверены в том, что справятся и без репетитора. Конечно, занятия с преподавателем по математике при любых раскладах дают очень многое, и ни в какое сравнение не идут с самостоятельными попытками, но если уже решили идти по такому пути, то не лишним будет получить хотя бы какие-то рекомендации и советы от репетитора по математике. Думаю, они помогут правильно организовать самостоятельные занятия и в какой-то мере повысить шансы сдать ЕГЭ по математике не на самый худший балл [Здесь автор даёт понять, что подготовиться к ЕГЭ самостоятельно практически невозможно. Хотя это не так.]

Заниматься самообразованием это почти то же самое, что и заниматься самолечением с той лишь разницей, что вашему здоровью ничто не угрожает. Правда это вовсе не означает, что самообучение и самолечение не имеет право на существование. В некоторых простых ситуациях вполне можно обойтись и без доктора. Вот на такие более-менее простые ситуации и рассчитана эта статья. [Странная манипуляция, сравнивающая самообразование с самолечением. Работа над навыком учёбы и забота о вашем здоровье отличаются как небо и земля. Здоровье — это всегда обращение к профессионалам. Серьёзная подготовка к экзаменам для старшеклассников — это всегда самостоятельная работа.]

1) Начинайте готовиться к ЕГЭ как можно раньше.

Эту рекомендацию я даю всем ученикам, а если вы решаете заниматься без репетитора, то она приобретает еще большее значение. Ранний старт подготовки, в случае если вы поймете, что без репетитора по математике не справляетесь, позволит обратиться за профессиональной помощью не тогда, когда уже сделать ничего нельзя, а вовремя [Очень частая и показательная ошибка. Автор предлагает только два варианта подготовки. Или самостоятельная работа в одиночку, или помощь извне. Третьего не дано. О том, что можно выстраивать самоподготовку, пользуясь при необходимости внешними инструментами, в том числе помощью репетиторов, в статье умалчивается]

2) Выделите на математику больше времени, чем вы бы отвели на занятия с репетитором.

Средняя рекомендованная периодичность занятий с репетитором по математике составляет 2 раза в неделю по 1,5 −2 часа. В свободном от репетиторской помощи графике это время нужно умножать как минимум на 2. Засеките, сколько его тратится на каждую задачу, затем сложите все отдельные показатели в недельный срок и сравните с моим советом. Это важно, так как без четкого расписания сложно учитывать время нагрузки. [Здесь не учитывается ДЗ при работе с репетитором и время на дорогу. Если считать полное время, то соотношение будет другим.]

3) Вам придется искать и исправлять свои ошибки самостоятельно.

Профессиональный репетитор по математике поможет оптимально распределить время внутри каждой темы. Репетитор всегда предупредит о математических ошибках и исправит уже имеющиеся. Для того, чтобы вам самим их обнаружить и исправить — потребуется еще больше времени. Придется испробовать несколько подходов к задаче и просмотреть все этапы своих решений прежде чем выявить ошибку. Здесь трудно обозначить какие-то четкие временные границы, которые нужно резервировать, так как они зависят от того, что именно вы не понимаете, что именно не знаете и почему ошибаетесь. [Да, для поиска ошибок репетитор действительно эффективнее. И хотя навык такого поиска очень важно развивать, на первых этапах это довольно сложно. Здесь помощь извне обоснована]

4) Вам нужно решить очень много задач.
Если репетитор по математике вас быстро сориентирует в основных приёмах решения задач и даст соответствующую точную их классификацию, то в случае самостоятельного изучения вам придется выявлять эти приёмы среди большого потока однотипных упражнений
[Так будет, если бездумно прорешивать задачи из сборников. Если же заниматься целенаправленно вузоматикой, то выбранный сборник для подготовки или платный курс уже содержат нужную классификацию]. В таком случае объем информации, которая через вас должен пройти может превысить соответствующий средний объем заданий репетитора по математике в десятки раз. Решайте много разных задач.

5) Не зацикливайтесь на стандартах ЕГЭ по математике.
Если вы ориентируетесь на ЕГЭ уже в 9-ом или 10-ом классе и самостоятельно решать задачи — не зацикливайтесь на стандартах ЕГЭ сегодняшнего дня, так как они за 2-3 года могут сильно измениться. Типичная ошибка в стратегии решения задач — решать только уравнения, которые похожи на демонстрационные из реальных вариантов ЕГЭ
[Занимайтесь вузоматикой! Всё верно.].

4) Внимательно отнеситесь у выбору пособий и учебников.
Я бы не советовал ориентироваться только на тоненькие брошюрки — сборники ЕГЭ вариантов по математике. Хорошей практики решения содержательных задач от них вы не получите. Купите серьезные толстые задачники по математики, прошедшие проверку временем, с большим количеством упражнений и правильной сортировкой по уровню сложности (обычно этот уровень плавно нарастает по мере продвижении глубину списка упражнений отдельных глав).
[Всё верно]

4) Начинайте повторять математику без репетитора с алгебраических уравнений и неравенств.
Если вы запустили математику или многое забыли, то вам требуется глубокое масштабное повторение. Начинайте его с алгебраических преобразований, уравнений и неравенств, так как их простая структура служит моделью более сложных приемов и операций и позволяет вникать в суть математических процессов на более простых моделях. Алгебраические приемы имеют наибольшую частоту проникновения во все остальные задания.
[Совет работает, если ученик твёрдо знает математику хотя бы до 8 класса. Для большинства учеников нужно стартовать ещё раньше. У многих знания остаются на уровне 6 класса. А вычислительные навыки на уровне 2-3 класса. Кстати, интересно, что автор обратил внимание именно на алгебраические преобразования. Когда мы будем обсуждать опорные темы для самоподготовки, то про важность этих преобразований мы подробно поговорим]

6) Не сдавайтесь перед сложной задачей. Проявляете упорство, силу воли и характер.
Если у вас не получается решить какую-нибудь задачу, не откладывайте ее в сторону и обязательно возобновите попытку через какое то время. Можно позволить себе небольшой отдых, а затем вернуться к ней снова. Просмотрите теорию и методы решения близких по структуре задач. Не стоит лишать себя возможности и удовольствия поразмышлять над задачей, потому, что именно в такие моменты вы максимально активизируются все мыслительные функции, тренируется и развивается память. Вы учитесь алгоритмизации и исследованию в неизвестной ситуации с неизвестными сочетаниями и математическими взаимосвязями.
[Нужен баланс. Как понять: стоит ли биться с задачей дальше или обратиться за помощью? Это приходит с опытом.]

7) Для понимания решайте задачи из одной темы, а для повторения из разных.
Всегда приходится выбирать темы, из которых берутся задачи. Есть две стратегии:
Какое то время сидеть на одной из них, потом переключаться на другую или брать номера вперемешку из разных разделов. Однозначно что-то одно посоветовать нельзя. Все зависит от учебной ситуации, времени до ЕГЭ, состояния знаний и способностей. Чаще всего для понимания тем требуется каждой остановиться отдельно и разобрать все свойства, приемы. Тогда не стоит перебивать свои размышления задачами из других параграфов. Если ставить цель — запомнить методы и теорию, — то больше подойдет переключаемая стратегия
[Тут автор прав. В разных контекстах нужно действовать по-разному].

8) Сверяйте свои ответы по задачникам и изучайте решения в решебниках.
Занимайтесь по учебнику в котором есть не только ответы на задачи, но и краткие указания на решения. Особенно это касается геометрии. Для полных решений издается обычно не задачник, а решебник.
[Да. И смотрите видео.]

9) Чаще обращайтесь к теории.
Сделайте себе отдельный справочник-шпаргалку по математике, куда выпишите основные теоремы, свойства и формулы. держите эту тетрадь постоянно на своем рабочем столе в отрытом виде. Прежде чем начать решать задачу подберите список тем и теорем в которых участвуют исследуемые математические объекты. Особенно это важно для геометрии.
[Лучше держать её под рукой, но в закрытом виде. Иначе как вы выучите теоремы и свойства? Мозг будет лениться и просто рассчитывать на шпаргалку. Подглядывать иногда можно, но очень вредно полностью держать голову в шпаргалке]