Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Ассирийцы нашего времени. Кто они, и такие ли древние?

В переписях населения России и бывшего СССР фигурирует народ, чьё название само по себе будоражит воображение - ассирийцы (также их иногда называют "айсоры", но у них это слово считается обидным). К той Ассирии из учебников истории древнего мира они относятся весьма опосредованно, а удивительны тем, что это едва ли не первый в мире христианский народ. В 1 веке, ещё при жизни апостолов, в Сирии сложилась община христиан, возможно разных национальностей, говоривших на международном в те времена арамейском языке.

За 2000 лет она успела расколоться на три ветви: самые молодые халдеи (католики), "православные" сиро-яковиты (одна из 7 церквей Востока, не признавших в 451 году Халкидонский собор) и Ассирийская церковь Востока - последние несториане, самое архаичное из ныне существующих христианских течений, отколовшееся ещё в 431 году на Эфесском соборе. Впрочем, как старожилы христианства, ассирийцы в наше время примыкают к самым разным его течениям, и хотя в Москве на Дубровке есть огромная несторианская церковь Мат-Мариам, 80% постсоветских ассирийцев ходят в обычные храмы РПЦ.
У ассирийцев очень странный флаг:

А в Ереване на Бульварном кольце стоит маленький памятник с двумя надписями, одинаково непонятными большинству людей мира. Слева - вполне привычные армянские буквы, а вот справа - сирийские: если езиды писали когда-то оригинальным "левосторонним ивритом" и теперь перешли на латиницу и кириллицу, то ассирийцы сохранили древний арамейский алфавит наподобие вязи. Используют они его всё равно только формально, в большинстве своём перейдя на языки стран, в которых живут. А стран таких много: хотя когда-то ассирийцы жили действительно на месте древней Ассирии от Ирака до Леванта, в 1915 году они вместе с армянами и греками попали под турецкий геноцид.

Российская империя же имела на ассирийцев свои далеко идущие планы: с конца 19 века православная миссия действовала в иранской Урмии и даже добилась перехода местной общины в православие. Того же, под угрозой депортации, в России потребовали и от десятков тысяч беженцев из Турции. Беженцы, однако, всё равно прижились, а в годы НЭПа даже специализация у них появилась - в Москве, Казани, Екатеринодаре ассирийцами были большинство чистильщиков обуви, коих упоминали, кажется, даже Ильф и Петров, и действовала целая артель "Московский чистильщик". Ныне из трёх миллионов ассирийцев около трети живут в Ираке, Сирии, Иране и приграничных районах Турции, а остальные рассеяны по свету, образуя крупнейшие общины в США, Швеции и Германии. На ереванском бульваре с 2015 года стоит памятник ассирийцам-жертвам геноцида, товарищам армян по несчастью:

Большинство постсоветских ассирийцев, около 13 тысяч человек, живут в России, и в Краснодарском крае даже есть чисто ассирийское село Урмия. В Армении их около 7 тысяч, и попали они сюда точно так же, как и сами армяне: на первых порах царская репатриация касалась в принципе всех христианских народов Турции и Персии. В 1831 году ей успели воспользоваться несколько сотен ассирийцев, основавших три села в окрестностях Еревана. К северу от нынешней столицы это Арзни, а к югу, вокруг Двинского городища - Верин-Двин и Койпасар (Гайлазар), с 1949 года носящий исконно-армянское название Димитров.

На въезде - памятник не жертвам геноцида и не воинам Арцаха, а экипажу "кукурузника", разбившегося здесь в 1993 году:

На фоне опалённых гор мы увидели большое здание с "апсидой", но мужики у его ворот разочаровали нас - то не храм, а всего лишь дворец местного богача. Димитров теперь почти чисто армянское село, ассирийцев формально 30% населения, а фактически почти все они давно уже в России.

Посреди села, однако, ещё стоит маленькая церковь Кирика и Иулиты (1840), одна из самых простых, что я когда-либо видел:

И тем не менее облик её впечатляет - безусловно христианская, она ассоциируется со всеми конфессиями сразу и в то же время ни с одной из них. Наверное, таким и должен быть храм "старожилов христианства".

Во дворе - хачкары, второй - в честь реставрации храма:

На стене - выцарапанный крест и блестящая мемориальная доска, продублированная на арамейском:

В звоннице - колокол из России:

Рядышком сцена для религиозных и национальных праздников, важнейший из которых - Ассирийский Новый год, отмечаемый 1 апреля.

Пока бродили мы вокруг, из прицерковного дома появилась монашка с выразительными глазами и щетиной на подбородке. К нам обратилась она по-русски без акцента, да открыла храм. Она оказалась из Русской православной церкви - по её словам, ассирийцев тут осталось так мало, что ходить сюда толком и некому, а чаще православный батюшка и прихожане приезжают в Димитров из Еревана. Так что с несторианством лучше знакомиться в Москве, а в Армении здесь теперь обычная православная церковь. Второй в селе храм Мат-Мариам (1868), теперь (и без согласия ассирийцев) перешёл армянам.