Акналич, -село в 20 километрах от Еревана за Эчмиадзин, где здесь езиды - крайне самобытный народ, или (с чем сами езиды не согласны) субэтнос курдов. По крайней мере говорят они на одном из диалектов курманджи, а большая их часть, около миллиона человек, живёт в Иракском Курдистане. Родословную свою они возводят к шумерам, вавилонян и изгнанникам древней Индии.
Как попали езиды в Закавказье - точно не сказать, просто потому, что какого-то единого их переселения сюда не было. Курдские кочевья заходили в Армению испокон веков, в 1770-х годах езидский эмир Чобан-Ага искал защиты у царя Грузии, а в 19 веке армянская "алия" совпала в Турции с очередной, не первой и не последней, волной езидских погромов. В Первую Мировую турецкие езиды активно поддерживали российскую армию, а потому и ушли на восток вместе с ней. Западный Кавказ, пунктиром от Армении через Грузию в Краснодарский край, стал крупнейшим районом проживания езидов вне Ирака - 40 тысяч человек в России, 12 тысяч в Грузии и порядка 65 тысяч в Армении, где езиды (в обиходе часто просто "курды") - это народ №2. "Курдских" сёл по всей Армении немало, но Акналич среди них особенный - у езидов своя религия, а здесь её храм.
Главная улица ведёт на Арарат, но в целом Акналич даже на фоне прочей Армении выделяется нищетой и разрухой.
В селе, как я понимаю, армяне и езиды живут примерно поровну, но "на глаз" большинство армянских народов от титульной нации никак не отличить.
Однако с дальней от трассы стороны села, у начала болот, тянущихся до железной дороги, встречает Слтан-Езид - комплекс двух езидских храмов, один из которых старейший за пределами Ирака (2012), а другой, совсем новенький - и вовсе крупнейший в мире. Последний достраивался на моих глазах, а спустя пару недель мне в общем ничего, кроме усталости, не мешало съездить сюда вновь и увидеть этот комплекс готовым. Открытие старого храма "Зиярате-Эздия" 29 сентября стало праздничной датой для армянской общины езидов, и новый храм "Куба-Мере-Диване" готовились открыть именно к годовщине:
На аллее, ведущей к воротам - памятники выдающимся езидами и символы их религии. Езидское общество (Эздихан) традиционно делилось на касты: высшее духовенство (священнослужители "шейхи", аскеты и отшельники "факиры"), низшее духовенство (сборщики податей "навалы", сказители "каввалы", храмовые служители "аухуны") и мюриды, как в езидизме называли мирян. Между каст не допускались браки, а во главе каждой стоял свой лидер - духовный шейх или мирской эмир, на смену которым в начале ХХ века пришли мир-шейханы - внекастовые главы общин.
Из низших каст тбилисских езидов происходили такие персонажи, как Аслан Усоян (Дед Хасан) или Захария Калашов (Шакро Молодой) - "воры в законе", негласные (ибо по понятиям они все равны) лидеры всего криминального мира России. Такая роль крошечного народа в огромной стране удивляет, и навскидку я могу вспомнить разве что Индию, где в экономике господствуют зороастрийцы-парсы. В легальных делах успешных езидов тоже хватает, ну а кто вкладывался именно в эти храмы - не рискну предполагать.
Что же до религии, то оформилась она где-то в 12 веке, однако среди езидов есть предания о страшной резне, которой их подвергали ещё арабы. Скорее всего, их предки исповедовали какую-то другую религию с культом Солнца, и именно среди них, а не мусульман, и распространилось в итоге езидство. Ну а были ли это курды, сохранившие веру предков, или потомки шумеров, ушедшие в кочевое изгнание и там перешедшие на курдский язык, история вряд ли знает ответ. Первый езидский кавл (гимн) гласит:
В дом наставника пришёл я
Слово Божье он мне молвил
Каждый пусть идёт туда,
Куда глядят его глаза.
У истоков езидизма стоял вполне себе араб и мусульманин Ади ибн Мусафир, сплотивший вокруг себя суфийский орден Адавийя. В своих мистических практиках суфии заходили порой очень далеко, куда-то на грань то буддизма (медитативные практики в Средней Азии), то шаманства ("крутящиеся дервиши" Турции), и к 14-15 векам адавиты фактически вышли из ислама. Ади ибн Мусафира они стали называть божьим воплощением Шихади, а учение его, не вполне понятно в честь чего - езидизмом. Новая религия вобрала многое от зоростризма и радикальных околошиитских сект алевизма и али-илаха - теперь эти два течения, вместе с езидством, называют общим словом "язданизм". Все они были отвергнуты арабами, зато среди курдов, кочевников-изгоев Передней Азии, нашли добрую почву.
Главное езидское писание - "Книга откровений" ("Китебе Джилве") из 5 глав, написанная одним из курдских диалектов от лица Бога, начиная со слов "Я был, Я есть и Мне нет конца...". Позже её дополнила "Чёрная книга" ("Масхафераш"), но большая часть езидское духовное традиции - устная: кавлы (длинные гимны), бейты (афоризмы-двустишья), молитвы, духовные стихи... У дверей храма езид сказал мне "мы - солнцепоклонники", и видимо поэтому Слтан-Езид переполнен солярными знаками:
Но езиды - не язычники, а вполне себе монотеисты, и Солнце для них не отдельное божество, а что-то вроде символа Хуадэ - единого Господа. С нашим миром, однако, контактирует не столько сам Хуадэ, сколько 7 его ангелов в образе птиц, и в первую очередь Ангел-Павлин - Малак-Тавус. Предания о нём не вполне сходятся, но если попытаться обобщить их - то выходит удивительное: в этом образе причудливо соединились Христос и Люцефер, да ещё святой Пётр в придачу.
Малак-Тавус был высшим из ангелов, но когда Бог сотворил человека, Павлин отказался ему поклониться, заявив, что он служит только Хуадэ. Господь счёл это гордыней и низверг Малак-Тавуса в ад. В аду Павлин был сильнее всех пыток, но пыткой его стало глядеть на страдания павших людей, от которых ангел горько плакал. За 7000 лет его слёзы просто затопили преисподнюю и в них погасло адское пламя, после чего Малак-Тавус был возвращён на небо, где стал хранителем врат Рая и заступником людей. Но - не прощён: до покаяния за давнюю гордыню он не войдёт в рай, а будет ждать последних людей у его ворот. Немудрено, что с такой космогонией езидизм стал для мусульман одной из самых ненавистных ересей, да ещё и халифа, который убил имама Али, тоже звали Язид ибн Муавия. Все века существования езидов с ними порой случается резня - последний раз в 2014 году в Ираке под чёрными знамёнами "организации, которую нельзя называть".
Видимо после тех событий в Армении езидов прибавилось, и в 2015 году начал строиться храм Куба-Мере-Диване, впервые в езидской истории достигший размера средненькой христианской церкви. Вернуться сюда после его открытия я уже не сподобился, тем более что рядышком стоит не столь огромная, но зато намоленная "Зияратэ-Эздия":
Убранство езидских храмов абсолютно лаконично - лишь гладкие стены да предметы культа:
Которыми являются статуэтки павлинов, своеобразных икон Малака-Тавуса:
Здесь же - макет главного езидского храма Лалеш-Нурани над могилой Шихади. Сам город Лалеш в Иракском Курдистане, на Белом ручье (Каньяспи), значит для езидов примерно то же, что для мусульман - Мекка: 6-12 октября, в праздник Джамайя, сюда даже совершается хадж, сопровождающийся множеством странным на взгляд непосвящённого человека обрядов. В целом же храмы езиды строят крайне неохотно, в основном - на святых местах и чтимых могилах.
Чаще езиды обустраивали домовые молельни или возили культовых птиц по кочевьям, а строительство езидских храмов вдали от родных святынь - пока что сугубо постсоветский феномен. Хотя крупнейшая эмигрантская община езидов образовалась в Германии (100-120 тыс. человек), новые храмы появились пока лишь в Акналиче и Тбилиси.