Найти тему
Техника и жизнь

Пе-2 – главный бомбардировщик Великой Отечественной Войны

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

Во второй половине 30-гг годов Владимир Михайлович Петляков создал под генеральным руководством Андрея Николаевича Туполева тяжелый бомбардировщик АНТ-42, ставшим впоследствии Пе-8, также, имевший армейское именование ТБ-7.

АНТ-42
АНТ-42

На АНТ-42 Владимир Петляков попытался реализовать концепцию самолета, который бы уходил от истребителей противника за счет высокой скорости и высотности. Полученный опыт вскоре пригодился при создании прославившего его пикирующего бомбардировщика Пе-2. История его создания началась с мрачного для В.М.Петлякова события – ареста в 1937 году. Вначале, как и многих других инженеров и ученых его хотели отправить стандартно в ГУЛАГ, в холод, голод, лес валить. Но к 1938 году положение изменилось. Стало ясно, что повальные репрессии привели к параличу государственного аппарата и экономики. Пострадала и разработка новых самолетов и прочих видов техники.

Пе-2 на марке 1945 года
Пе-2 на марке 1945 года

Сменивший Н.И. Ежова, одного из инициаторов тотальных репрессий, Лаврентий Берия решил уменьшить «вал» репрессий и попутно перевести арестованных, имевших ценные для страны знания, в «шарашки». Опыт организации таких «шарашек» в авиации был уже давно. За ударную работу в них обещали свободу, да и общие условия содержания были лучше, чем в лагерях. Нужда в новых боевых самолётах была огромная – война в Испании показала отставание некогда гордой советской авиации от соперников. Вместе с прочими получил перевод в «шарашку» и Владимир Михайлович Петляков, для него это было спасение от возможной гибели в ГУЛАГе. Ему было поручено создание высотного истребителя по двухдвигательной схеме. Подобно прославенному в будущем американскому P-38 Lightning.

P-38 Lightning (wikipedia.org)
P-38 Lightning (wikipedia.org)

Наш истребитель, названный «100», замышлялся как высотный перехватчик бомбардировщиков и как истребитель сопровождения. Проектирование нового самолета начали в 1938 году, а 22 декабря 1939 года «сотка» совершила первый полет. Это был двухмоторный аппарат с двумя килями, с моторами М-105 жидкостного охлаждения и с турбонагнетателями ТК-2. Изделие имело две гермокабины для экипажа из трех человек. Вооружение состояло из двух пушек ШВАК 20мм и трех пулеметов ШКАС 7,62мм. Один из ШКАС был предназначен для защиты задней полусферы. Было предусмотрено применение авиабомб, причем с пикирования, также предусмотрели экзотические и в те времена противосамолетные авиабомбы. На испытаниях достигли максимальной скорости в 538 км/ч, но расчеты показывали возможность достижения и 600км/ч.

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

По итогам испытания высотного истребителя «100» в 1940 году было выпущено заключение, в котором предлагалось создать на базе него пикирующий бомбардировщик. К тому времен этот класс боевых машины активно развивался за рубежом. Обычно это были одномоторные аппараты, к примеру знаменитый Ju-87 («Лаптежник»). В нашей стране к использованию в качестве таких самолетов пытались приспособить истребители Поликарпова И-15, И-15бис, И-153, И-16, известные своими выдающимися маневренными качествами. В ходе Советской-Финской войны 1939-1940годов они активно применялись в таком качестве против финнов. На «100» тоже было предусмотрено его использование в качестве пикировщика. В бомбардировочном варианте было решено отказаться от турбонагнетателей и гермокабины. К тому времени у нас уже был удачный высотный истребитель МиГ-1, вдобавок становилось ясно, что нужда в таком истребителе будет меньше, чем думалось ранее. Вдобавок стало ясно, что создать полноценный пикирующий бомбардировщик на базе уже освоенного в производстве СБ можно, но это лишено большого смысла, ввиду устарелости конструкции СБ. Поэтому было решено проектировать два таких бомбардировщиков - будущий Пе-2 на базе «сотки», как основной проект и для подстраховки одновременно Ар-2 на базе развития СБ. 16 января 1941 года был изготовлен первый серийный Пе-2. Его создатели к тому времени за его создание получили свободу. Ну хоть так!

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

Машины оснащались двигателями М-105Р мощностью 1100 л.с. Бомбовая нагрузка достигала 1000 кг., из них 600 кг на подвеске внутри фюзеляжа. По скорости в 540км/ч он он не уступал основному нацистскому истребителю Bf-109 (Ме-109). Вскоре он стал главным бомбардировщиком Красной Армии. Их общий выпуск со всеми модификациями за все годы выпуска составил 11 247 единиц. Количество бомбардировщиков других типов значительно уступало Пе-2. К примеру, ДБ-3 и Ил-4 со всеми модификациями выпустили 6784 единиц. В ходе выпуска в конструкцию вносились изменения. В основном они были направлены на усиление стрелково-пушечного вооружения самолета и бронирования. Это ухудшило его скоростные качества. На них плохо повлияло и ухудшение технологии производства из-за трудностей военного времени. К сожалению, сам Владимир Петляков погиб 12 января1942 года, совершая срочный перелет на Пе-2.

Владимир Михайлович Петляков
Владимир Михайлович Петляков

Летчик потерял ориентировку и бомбардировщик врезался в землю. Все находившиеся на борту погибли. Дело продолжил его долголетний заместитель А. И. Путилов. Потом он был сменен молодым, но уже известным своими талантами конструктором В. М. Мясищевым.

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

Владимир Михайлович Мясищев много внимания уделил улучшению аэродинамики самолета, с целью повышения максимальной скорости пикировщика. С той же цель моторы М-105РА были заменены на двигатели М-105ПФ мощностью 1210л.с, так же была выпущена небольшая партия с силовыми установками воздушного охлаждения М-82 мощностью 1540 л.с. Ввиду их превосходных скоростных качеств их отправили в разведывательные авиаполки. К сожалению, массовый выпуск с такими моторами был затруднен ввиду приоритета производства с этим моторами истребителей Лавочкина. Также и при жизни создателя самолета, и после его гибели активно создавались истребительные модификации. Одна из них – Пе-3 выпускалась и воевала. Выпуск Пе-3 окончательно прекратился в 1944 году. Выпуск Пе-2 прекратили в конце 1945 года, но некоторое время выпускали его учебные варианты. Служил он в наших ВВС до начала 50-х годов. Был он на вооружение не только СССР.

Пе-2 (wikipedia.org)
Пе-2 (wikipedia.org)

Именно на Пе-2 должен был воевать полк «Свободный Франции» «Бретань», летчики и остальное персонал полка прибыли в СССР, но до окончания войны не успели освоить бомбардировщики и вернулись во Францию без самолетов. Пе-2 были предоставлены подразделению 1-го польского смешанного авиакорпуса польских коммунистов. Принять в войне польские Пе-2 не успели, но долго состояли на вооружении «Войска Польского». Поставлены были они послевоенной Чехословакии, где ввиду дефицита запчастей, из-за, прекращения их выпуска в СССР были разработаны проекты их модернизации. Также их поставили в Югославию и Болгарию, КНР. Китайские Пе-2 приняли участие в корейской войне -1950-1953 гг, конфликтах с Тайванем, подавления сопротивление в Тибете.

Летно-технические характеристики

-10

Источники:

http://airwar.ru/enc/bww2/pe2.html

Медведь А.Н., Хазанов Д.Б.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка», ставшая ферзем. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007. -160сю.:ил.

Болдырев Федор 2020©

P.S. Прошу комментирующих быть корректными и вежливыми. Оставляю за собой право нарушителей этого правила отправлять в бан без предупреждения.

ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ будет рада Вашим "пальцам вверх", подпискам и комментариям!)

Еще один наш проект на Zen.Yandex - СОВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЯ - популярным языком об истории и современности