Найти тему

Парк «Патриот», часть 11 — бронетехника Франции

Начало

Сегодня мы познакомимся с несколькими образцами французской боевой техники. Не удивляйтесь, увидев на некоторых экземплярах немецкие кресты - во время германской оккупации Франция исправно клепала бронетехнику для нужд Рейха.

Renault FT (Renault FT-17)

Первый в мире серийный легкий танк. Первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления — впереди, боевое — в центре и моторное — сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны. Бронирование составляет от 6 до 16 мм. Данный экземпляр оснащен 37-мм пушкой «Гочкисс» SA18, но были модификации и с 75-мм гаубицей, а так же с пулеметами. Экипаж состоит из двух человек - водителя и командира, который, по совместительству, является и стрелком. Эксплуатировался танк с 1917 и аж до 1945 года. Выпускался не только французами, но и в США под названием M1917, в Италии как Fiat 3000, в СССР — «Рено-русский», «Танк М», «Танк КС», «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“». Всего было выпущено более 3 800 машин.

Кстати, этот танк был первым еще кое в чем. А конкретно, первым танком, проехавшим по Красной площади. В марте 1919 года французские интервенты, высадившиеся в Одессе, попытались было атаковать позиции Красной Армии при поддержке 20 танков, но огребли по полной программе, заодно лишившись четырех экземпляров бронетехники. Один из захваченных Renault FT отправили в подарок Ленину. Так что в Москве этот танк прокатился у стен Кремля.

Оснащена эта боевая машина бензиновым двигателем мощностью 39 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 7.8 км/ч.

Аналогичный танк есть в белградском военном музее.

Somua S35

-2

Французский средний танк 1930-х годов, классифицирующийся как «кавалерийский» или «крейсерский». К этому типу относятся танки с легкой броней и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона неожиданными атаками. Впрочем, броня у S35 была не такой уж легкой - 12-36 мм, да и 47-мм пушка SA 35 U34 была довольно солидной по тем временам.

Первые предсерийные S35 были выпущены в 1936 году, а его массовое серийное производство началось с 1938 года и продолжалось вплоть до поражения Франции в июне 1940 года. Всего было выпущено 427 танков этого типа.

На момент начала Второй мировой войны S35 являлся одним из наиболее современных и боеспособных танков французской армии и активно использовался ею во время германского вторжения в 1940 году. После поражения Франции и подписания перемирия 297 танков S35 были захвачены Германией, где и были приняты на вооружение под обозначением Pz.Kpfw. S35 739 (f). В вермахте S35 использовались вплоть до 1944 года, в основном на второстепенных театрах военных действий и в качестве учебно-тренировочных машин. Кроме того, незначительное количество S35 было поставлено союзникам Германии. Некоторое количество танков этого типа применялось также войсками правительства Виши в Северной Африке, а позднее — войсками «Свободной Франции», в том числе в 1944—1945 годах. Уцелевшие к концу войны S35 были сняты с вооружения в первые послевоенные годы.

Танк оснащался бензиновым двигателем мощностью 190 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 37 км/ч.

Hotchkiss H39

-3

Французский легкий пехотный танк 1930-х годов. Создан фирмой «Гочкисс», первый прототип был продемонстрирован 18 января 1935 года, а первый серийный H35 был выпущен 12 сентября 1936 года. H39 - это модификация 1939 года, отличающаяся от оригинала усиленным бронированием (от 12 до 45 мм) и более мощной 37-мм пушкой SA 38, компанию которой составлял 7.5-мм пулемет Reibel.

В ходе серийного производства, с 1935 года и до капитуляции Франции в 1940 году, было выпущено около 1200 танков этого типа в нескольких модификациях. Они активно использовались французскими войсками во Второй мировой войне, а после капитуляции Франции около 600 танков этого типа достались Германии. Трофейные французские танки были приняты на вооружение вермахта и использовались по меньшей мере до 1944 года, при этом часть танков была модернизирована, а некоторые переоборудованы в САУ, РСЗО и артиллерийские тягачи. Снятые при переоборудовании башни использовались при строительстве укреплений «Атлантического вала» (это система долговременных и полевых укреплений длиной свыше 5000 км, создававшаяся германской армией в 1940—1944 годах после разгрома Франции вдоль европейского побережья Атлантики от Норвегии и Дании до границы с Испанией с целью предотвращения вторжения Союзников на континент).

Боевая машина оснащена бензиновым двигателем мощностью 120 л.с. Максималка по шоссе - 36 км/ч.

Panhard 178 ( Panhard AMD 35)

-4

Броневик, созданный в 1931-1933 гг. фирмой "Панар" по заказу французской кавалерии для использования в качестве разведывательного бронеавтомобиля кавалерийских соединений. Выпускался в 1937—1940 годах, построено 527 бронеавтомобилей. Состоял на вооружении Армии Франции, а затем и в войсках нацистской Германии под названием Pz.Spah.204(f).

Бронеавтомобиль полноприводный, классической компоновки с задним положением двигателя. Особенностью броневика было наличие двух постов управления: переднего (основного) и кормового, что позволяло машине при необходимости ехать задним ходом без дополнительных маневров. Соответственно, в экипаже было два водителя - спереди и сзади. Для увеличения проходимости по пересеченной местности броневик имел две небольшие гусеницы длиной 0,9 м, размещенные под днищем корпуса. Управлялись гусеницы изнутри машины.

Толщина брони составляет от 7 до 26 мм. Вооружение состоит из 25-мм пушки SA 35 и 7.5-мм пулемета Reibel.

Двигатель бензиновый, мощностью 105 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 73 км/ч.

Renault UE Chenillette

-5

Судя по всему, британские танкетки фирмы «Карден-Лойд» были довольно удачными, раз не только итальянцы передрали с них свою CV-35, но и французы из "Рено". Не один в один, разумеется, чтобы их потом не засудили за нарушение авторских прав.

Основной задачей данной танкетки было не ведение боевых действий, а снабжение пехоты, т.е. подвоз боеприпасов на передовую. Поэтому на данный агрегат не устанавливалось никакого вооружения. Впрочем, под конец производства было выпущено 20 танкеток с 7.5-мм пулеметами и 3 с 25-мм пушками. Невооруженных же было собрано почти 4 500 экземпляров за период с 1932 по 1940 год.

Из-за весьма небольшой высоты танкетки сидящий человек полностью в нее не помещался, поэтому головы обоих членов экипажа были прикрыты полукруглыми бронеколпаками. Бронирование, кстати, равномерное по всему корпусу и составляет 9 мм.

После капитуляции Франции более 3 000 танкеток достались немцам, которые некоторое время использовали их, переименовав в UE 630 (f).

Двигатель бензиновый, мощностью 38 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч.

Renault R35

-6

Легкий танк сопровождения пехоты, разработанный в 1934-1935 годах для замены устаревшего FT. За время серийного выпуска в 1935—1940 гг выпущено 1630 единиц, что сделало его наиболее массовым французским танком межвоенного периода.

В августе 1933 года французскими военными был инициирован конкурс на разработку нового пехотного танка. Предварительные проекты были представлены четырнадцатью фирмами, из которых к 1934 году были отобраны семь. Из них постройка прототипа была заказана лишь четырем — «Делано-Бельвиль», FCM, «Батиньоль-Шатийон» и «Рено». Еще три прототипа тем временем были построены фирмой «Гочкисс». После испытаний, машины «Делано-Бельвиль» и «Батиньоль-Шатийон» были отвергнуты и в дальнейшем в производство пошли только проекты «Рено», «Гочкисс» и FCM. Прототип фирмы «Рено» был представлен государственной комиссии на испытания 20 декабря 1934 года. Хотя в их результате и выявились такие недостатки нового танка, как невысокая проходимость и значительное превышение веса над проектным, тем не менее к 1935 году с условием устранения мелких недостатков, выявленных в ходе испытаний, он был принят на вооружение под обозначением «Легкий танк „Рено“ образца 1935 года» или просто R35.

С началом Второй мировой войны R35 активно использовался Францией в боевых действиях в 1940 году, а после ее капитуляции — войсками вишистов в боевых действиях против Союзников в Северной Африке. Большая же часть французских R35, около 800 танков, была захвачена вермахтом и использовалась им под обозначением Pz.Kpfw. 35R 731 (f) вплоть до 1944 года.

Толщина брони от 10 до 40 мм. Вооружение танка состоит из 37-мм пушки SA18 L/21 и 7.5-мм пулемета «Рейбель».

Двигатель бензиновый, мощностью 82 лошади. Максимальная скорость по шоссе - 20 км/ч.

Продолжение следует...

Следующая часть