Одна из самых интересных транспортных достопримечательностей России - Красноярская детская железная дорога:
Детские железные дороги - это совсем не то, что можно подумать: вполне полноценные узкоколейки, служившие наглядным пособиями при летних школах юных железнодорожников, находившиеся на балансе "взрослых" железных дорог и бывшие по совместительству где-то аттракционами в парках, а где-то (Оренбург, Тюмень) - полноценным транспортом до летних детских лагерей.
Строились они с душой, красиво и нестандартно, и потому очень ценятся у любителей железных дорог. Придумали их в 1935 году в Тбилиси (и Малая Закавказская ещё жива; есть, впрочем, скудные сведения, что первая ДЖД действовала в Москве в 1939-33 годах), а ныне их несколько десятков, причём как в бывшем СССР, так и в постсоциалистической Европе. Красноярская, однако, была второй по счёту (то есть старейшей в России), открылась в 1936 году и среди многочисленных ДЖДечек осталась самой уникальной - как минимум, из-за своей колеи 508мм, делающей её самой узкой железной дорогой России:
Более того, до 1961 года колея была ЕЩЁ уже - 305мм, что многими считается мировым рекордом. А на реконструкции история Красноярской ДЖДшечки вообще была богата - в 2007 году её фактически построили заново, изрядно удлинив (1300 метров вместо 800), замкнув овалом и - всё бы ничего, но вот это нафига? - снеся красивые старые вокзалы станций "Первомайская" (основная) и "Счастливое детство":
Но главное - ширину колеи - оставили нетронутой. Войдя в парк, мы пошли против часовой стрелки, вскоре миновав о.п. "Мечта":
И главную аллею парка - в её перспективе Краевая администрация, из тех зданий управляют территорией, которая могла бы войти в первую десятку крупнейших стран Земли.
Вторая станция - "Юбилейный". Новые станции не совпадают со старыми, а архитектура их откровенно уныла:
Но всё как у взрослых - даже свой паровоз-памятник! Это не макет, а действовавшая машина: уменьшенный в 5 раз, но полностью соответствующий видом и устройством Су - такие (полноразмерные, конечно) делались в 1924-51 годах с перерывом на войну и были классикой советских железных дорог. Даже в такой модификации весит паровоз порядка 1,5 тонн. Ну а под ним - последний участок колеи 305мм:
И спрашивается, как же на этой штуке ездили? Верхом:
Старо-Красноярскую колею многие (в том числе и я, пока не копнул глубже) считают самой узкой в истории. На самом деле всё не совсем так - самая узкая "настоящая" (хотя и очень маленькая - всего 3 километра) Фейрборнская железная дорога в Уэльсе действительно чуточку шире (311мм, а на тот момент и вовсе 381), но ДЖД - всё-таки другой жанр, и подобные парковые железные дороги, колея которых классифицируется даже не "узкой", а "миниатюрной", в англосаксонских странах бывают существенно уже, аж до 89мм (!!!). Тем не менее, в мире (особенно неанглоязычном) это огромная редкость, которую стоит ценить. В российском же масштабе Красноярск примечателен не только самой узкой, но и самой широкой колеёй судоподъёмника Красноярской ГЭС в Дивногорске, причём её звание "самой широкой в мире" никто не оспаривает - более 9 метров!
На уникальной колее - и уникальная техника. Тут работают мотовозы (локомотивы с бензиновыми двигателями), переделанные из автомобилей (хотя внешне ни за что не догадаться). Старые были в прошлой жизни "Москвичами-412":
Новые - по сибирской и дальневосточной традиции, "Тойотами", причём возможно даже праворульными: