Особый дальневосточный аттракцион - безвизовые поездки в Китай. Каждому областному центру здесь противолежит город по ту сторону границы, поднявшийся в 1990-2000-х годах на русской торговле: Маньчжурия (Чита), Хэйхэ (Благовещенск), Фуюань (Хабаровск), Суйфыньхэ и Хуньчнь (Владивосток). Сами дальневосточники катаются в Китай что питерские в "Финку", и на эти города глядят брезгливо: ненастоящая тут, дескать, Поднебесная и китайцы там тоже не те. Но для первого раза и такой впечатляет сполна. Самый известный безвизовый город - Хэйхэ, самая доступная - Сунька, но мы не ищем лёгких путей! Я для первого знакомства с Китаем выбрал Фуюань - среди своих собратьев этот городок самый неудобный для посещения, но интересный хотя бы тем, что стоит он за Большим Уссурийским островом, в 2005 году ставшим последней территориальной потерей России.
Если Владивосток - морской город, то Хабаровск - речной. Я бы даже сказал - какой-то особенно речной: ведь Амур по расходу воды немногим меньше Енисея или Лены.. Напротив хабаровского центра ширина основного русла около 2 километров, но только само оно здесь не единственное - за синеющим вдали хребтом Большой Хехцир (949м) находится устье Уссури, образующей самую настоящую дельту. У Хабаровска, как и у Владивостока, есть свой "домашний" архипелаг - но не на море, а на реке!
А за архипелагом видна высокая пагода (на вводном кадре) и порой, почти всегда парами, откуда-то сверху по реке приходят скоростные "Полесья". Самая активная пассажирская навигация в Хабаровске - международная:
А дебаркадер у набережной сочетает функции пограничного КПП и речного вокзала:
В полусотне метров от него, в скверике за россыпью ларьков с десятком видов шаурмы ("фишка" Хабаровска и северной части Приморья) лежит целый городок вагончиков, похожий на неубранные бытовки какой-нибудь стройки. Они на речном вокзале выполняют роль касс:
Дело в том, что безвиз безвизу рознь: в Суйфэньхэ не проблема попасть хоть автостопом, в Хэйхэ в любом случае придётся брать билет на катер, а вот Фуюань, Хуньчунь и Маньчжурия - они лишь условно-безвизовые.
Дело в том, что Китай лет так десять назад отменил визы для россиян, въезжающих на короткий срок в составе организованной группы. В случае с Фуюанем, куда всё равно иначе как на тесном "Полесье" не доедешь, разница почти не заметна. Не считая того, что на каждые 10-15 гостей из России тут приходится гид, по факту точно так же едущий в Китай развлекаться и шопиться. Путёвка в Фуюань на 2 дня стоит около 5500 рублей, но не сказать, чтобы фирмочки сильно на этом наваривались: в Хэйхэ, например, билет на катер (продающийся только в обе стороны сразу) всего вдвое дешевле, но тут и ехать дальше в десятки раз, и гостиница в стоимость входит.
Цены во всех вагончиках примерно одинаковы, качество услуг (весьма посредственное) - видимо, тоже. В будний день в начале октября не проблема оформить тур "на завтра" (только до обеда, потому что после организаторы уже должны подать в компетентные органы список группы), а на выходные путёвку брать лучше всё же заранее. Да, и само собой - везде нужен загранпспорт:
Прохождение границы в недрах дебаркадера ничем не отличается от автодорожного... кроме того, что группа проходит паспортный контроль в строго определённом порядке - так, как указана в списке. На внешней стороне дебаркадера пришвартован наш транспорт - "Полесье", а если с иероглифами на боку - то "Лунтан":
Эти небольшие пассажирские катера с люком на крыше - самые поздние в обширном парке советских судов на подводных крыльях. При этом у "Ракет", "Восходов", "Метеоров" и "Комет" был один "отец" - гениальный Ростислав Алексеев, погибший в 1980 году на испытаниях экраноплана. "Полесья" же создавались уже его наследниками, на регулярные линии вышли в 1986 году, а всего в 1983-96 годах было построено 114 таких катеров, все без исключения - в белорусском Гомеле. Часть из них купили китайцы и дали своё название "Лунтан", но в целом "Полесье" от "Лунтана" отличается только компоновкой салона: на "Полесьях" остались буфеты, которые давно уже не используются по назначению, но зато исключительно удобны, чтобы фотографировать на полном ходу через открытое окно и при этом не дуть сквозняком на других пассажиров:
Пассажиры здесь по большей части русские, и с заметной прослойкой челноков и торговцев, склонных на пустом месте разевать хабалку и устраивать скандал. Ко мне, например, докопалась тётка, страшно возмущённая тем, что я машинально занял место, на которое претендовала она. И хотя места в салоне есть на всех, она так и ехала все два часа стоя. Китайцы среди пассажиров тоже были, но по несколько человек на рейс, обратно же на борту оказался ещё и благородный седой англичанин, путешествующий, видать, где-то между Магаданом и Стамбулом.
Паспорта у гостей Фуюаня обычно изымают - только не пограничники, а гид: потерянные в угаре гулянок документы тут случай совсем не редкий. Гиду, правда, в отличие от пограничника, можно отказать.
В завершение рассказа - вот так выглядит очередь погранконтроля на выезд обратно в Россию: