Найти тему
severok1979

Норильск конца 1970ых - начальник угрозыска крышует "катал"!

"ДЕЛО ДУНАЕВА"

Оно из самых громких и загадочных дел в криминальной истории Норильска позднесоветского периода, породившее множество легенд и слухов и минимум достоверных сведений о случившемся. По известным мне слухам и воспоминаниям дело было примерно так.

Фото с https://zen.yandex.ru/media/id/5a90258f77d0e61cefdb6655/kogda-poiavilas-norilskaia-miliciia-5d9c92bde4f39f00b14ba403
Фото с https://zen.yandex.ru/media/id/5a90258f77d0e61cefdb6655/kogda-poiavilas-norilskaia-miliciia-5d9c92bde4f39f00b14ba403

В конце 1970ых гг. Норильск был местом немалых заработков, средний возраст норильчанина составлял 27 лет, но способов потратить деньги было относительно немного (отсюда многочисленные рассказы про те времена, когда металлурги и горняки собирались веселыми компаниями и летали на выходные в Москву или Ленинград отдохнуть "попить пива" в лучших ресторанах и гостиницах). Вероятно, по этим причинам в Норильске процветали азартные игры в карты. Играли в вагонах электричек, почти в каждой из многочисленных общаг города была комната, которой карточная игра шла ночи напролет. Публика посолидней собиралась на съёмных квартирах, оборудованных под игорные дома (т.н. "катраны"), в отдельных домиках на турбазах. Карточные шулеры со всего СССР стремились попасть в Норильск за большим криминальным заработком. Естественно, такой крупный подпольный "бизнес" не мог долго оставаться без криминального контроля. Его функцию взяла на себя группа бывших и действующих спортсменов-боксеров.Вся игорная деятельность шла под их контролем - каждый участник игры платил им определенную долю, спортсмены обеспечивали безопасность, "успокаивали" обыгранных, вежливо "объясняли" что долги по проигрышам надо отдавать... Прочие шулера, которые пытались "работать" в городе без их "крыши" сильно рисковали и не только деньгами... Однако, главной особенностью описанной ситуации было то обстоятельство, что "катал" и "спортсменов" "прикрывал" заместитель начальника уголовного розыска по фамилии Дунаев. Благодаря ему многие криминальные эпизоды оставались безнаказанными и не расследовались, потерпевших разными способами убеждали не подавать заявления в милицию, "решать" проблемы самим. Все вскрылось, примерно, в 1979 году, были следствие и суд, Дунаев был осужден на 15 лет заключения, срок отбыл и после проживал где-то в Красноярском крае.

Единственные подробности проскользнули в "Заполярной правде" (№ 161 от 25.10.2006) в интервью с бывшим начальником отдела уголовного розыска управления внутренних дел администрации г. Норильска Виктором Яковлевичем Таскиным. Привожу интересующий нас фрагмент:

"– Раньше словосочетание “организованная преступность” не употреблялось. Ведь разве может существовать организованная преступность в социалистической стране? Конечно, нет! Только заикнись об этом — тебя немедленно с работы снимут. Рассуждали об этом только в узких кругах и исключительно шепотом.

Преступная среда, если можно так выразиться, еще три десятка лет назад была более устойчива, нежели сейчас. В наше время любой наркоман, чтобы заполучить вожделенную дозу, может пойти на преступление. Стихийно в преступный мир раньше никто не попадал. Хотя бы потому, что вся страна трудилась. Полгода не работаешь — идешь на год лес валить.

Так вот, именно в это время в Норильске действовала мощная группа спортсменов–боксеров, в том числе и бывших. Они играли в карты. Профессионально и по–крупному. Игру эту, называлась она “лоховская”, потом подробно описали в журнале “Советская милиция”. В то время в Норильске были очень высокие заработки, тогда же строился “Факел”, где на вахте одновременно собиралось до трех тысяч рабочих. Преступники брали вертолет, летели на “Факел” и за один такой визит “выкатывали” по триста–четыреста тысяч рублей! Для сравнения напомню, что машина тогда стоила около пяти тысяч рублей.

Как работала группа. Играли всего пара человек, остальные искали этого самого “лоха”. Предлагали какую–нибудь дефицитную по тем временам вещь. Например, импортные туфли. Говорили: “Сейчас принесут — примеришь. А пока, чтобы время скоротать, давай в картишки перекинемся, хотя бы по копеечке”. В результате получалось, что, когда приносили ботинки, человек уже был должен тысячу, а то и две.

Как раз в то время я стал работником уголовного розыска. Но никто об этом в городе не знал, кроме первого секретаря горкома партии. Причина скрытности одна — в преступную группу, помимо спортсменов, входил заместитель начальника уголовного розыска Дунаев.

Они не ограничивались только карточной игрой. На их счету было около шестидесяти квартирных краж, причем не только в Норильске, но и в Красноярске, а также одно убийство. Об этом можно сказать несколько слов отдельно.

В то время одним из самых дефицитных товаров была японская бытовая радиоаппаратура. Вот и взорвали по определенным причинам квартиру человека, который занимался поставками этих магнитофонов на Норильский комбинат. Один из домов по улице Орджоникидзе после этого взрыва несколько лет “красовался” тремя опаленными этажами. В квартире нашли труп женщины. Но самое ужасное то, что во время допроса мужчина сокрушался не по поводу гибели супруги, которая была на восьмом месяце беременности, а что в квартире сгорели два магнитофона!

Однако довольно отступлений. Я приехал в Норильск, устроился монтажником–верхолазом в “Стальконструкцию №1”. Месяцев пять я днем строил детский сад, а вечером работал в уголовном розыске. Коллектив, надо сказать, был сплоченным и исключительно профессиональным, хотя и насчитывалось нас тогда всего–то человек двадцать пять.

Усилиями именно этого небольшого коллектива преступная группа была разоблачена. Я лично участвовал в задержании Дунаева, по сути, моего непосредственного начальника. Следствие длилось около двух лет. В восьмидесятом году суд приговорил его как организатора группы к пятнадцати годам лишения свободы. Остальные получили лет по пять–по шесть. Из Норильска уехал прокурор. Еще бы! Тогда это дело было признано самым громким в Советском Союзе! После чего о существовании организованной преступности заговорили открыто. Но нам это дело “наверху” не простили и отправили нас из Норильска на два с половиной года якобы на повышение. Я уехал в Ачинск, где работал старшим опером, а затем — начальником уголовного розыска."

Фото с https://severok1979.livejournal.com/180482.html
Фото с https://severok1979.livejournal.com/180482.html

Вышеуказанная публикация имела определенную предысторию.Еще в 1997 в "Заполярной правде" (№ 93 от 02.07.1997) был небольшой комментарий Пресс-центра УВД администрации г. Норильска "Для сведения сообщаем, что к "делу Дунаева А.М." Таскин В.Я. отношения не имел. Уголовное дело находилось в производстве краевой прокуратуры".

Как видите, доступного материала едва хватило на небольшую зарисовку...