Это довольно длинная история, но я абсолютно уверен, что вы в жизни не догадаетесь, чем она закончится, и зачем я, собственно, ее рассказываю. Подскажу только, что это не история успеха и не очередной пост про кризис.
20 с лишним лет назад, а точнее, в августе 1998, случилось чудо. Ко мне обратился знакомый и попросил за своего знакомого, которому срочно-обморочно потребовалось сколько-то рублей.
Я тогда активно занимался «евроремонтами» на правах халтуры, так что свободные деньги были, и человек показался достойным доверия. И не знаю, с какого перепуга, но мне пришла в голову идея зафиксировать сумму в долларах. Видимо, сказался опыт работы в иностранной строительной компании, где все расчеты были в валюте. Деньги были нужны на месяц, и за них мне посулили аж 15% (не годовых). Да, были времена, не то что ныне!
Удивительно, но даже тогда у меня ума хватило еще и расписку взять. Впрочем, к чести моего заемщика надо сказать, что пользоваться ей мне не пришлось.
А буквально через несколько дней приключился очередной, и, как принято у нас в стране, совершенно внезапный финансовый кризис. В результате которого мои неожиданно грамотно проинвестированные чахлые рублевые сбережения за считанные дни превратились в сокровища Креза.
В моих фантазиях сразу начали рисоваться райские кущи, фазенда, плантации и все такое. Но при ближайшем рассмотрении и подсчетах стало понятно, что сумма в 1500 или 1600 бакинских не является такой уж астрономической. И явно недостаточной для реализации всех далеко идущих планов по обзаведению поместьем и крепостными.
Но слухи о моем внезапном богатстве достигли ушей одного из бывших одноклассников, который тут же прискакал ко мне. Не брать в долг, а предложить долю в бизнесе за скромную сумму в 1000 $. И не просто долю, а целых 33% мощной, динамично развивающейся производственно-полиграфической компании «Не-помню-как-называется», которую от мирового господства отделяла какая-то жалкая, но такая недоступная сумма в тысячу американских денег.
Деньги определенно жгли мне ляжку, тем более, что проценты по сумме продолжали капать, а самое главное, еще и выплачиваться. А я, как большой любитель чтения, из книжек Артура Хейли, Гарольда Роббинса и Сидни Шелдона точно знал, что деньги должны работать и делать деньги. Так что очередное соглашение на коленке было подписано без проволочек и юристов. Для младшего поколения сообщаю: проволочки – это не профессия.
Через пару месяцев, не получив ожидаемых дивидендов от перспективного бизнеса, я начал слегка тревожиться. И решил съездить и поближе познакомиться с хваленым шелкотрафаретным производством, третью которого я теперь обладал.
Практически сразу я понял, что если немедленно не подниму задницу и не начну постепенно погружаться в суть процессов, то дивиденды увижу еще не скоро. Все вышло по классике: не было у бабы горя, купила баба порося.
Можно еще один том мемуаров написать только о том, как я разбирался с продажами или с фотоформами. Пришлось даже освоить теорию: до сих пор помню, что шелкуха (шелкотрафаретная печать) появилась благодаря китайцам и их шелку – из него делали первые формы, через которые протиралась краска. Основной продукций компании были визитки.
...Через пару лет мне пришлось расстаться с моим компаньоном и еще парой тысяч долларов, которые к тому моменту я был вынужден довложить. Естественно, «главной» причиной было то, что мы поздно зашли на рынок. Вот если бы на 4-5 лет раньше, тогда бы о-го-го все было! Конечно, на самом деле и за пять лет до того было понятно, что шелкуха находится в предкоматозном состоянии, но были еще любители ждать неделю-другую свои 100 визиток, а цифровой полиграфии не существовало вовсе. Полиграфия давно уже была не на коне, но теперь от нее только конь и остался – даже без пальто.
Удивительно, но спустя все эти годы бумажная визитка как таковая еще жива, хотя давно должна была бы отправиться в музей. При всей ностальгии по шелкухе и отвратительному запаху краски, у меня вызывает раздражение, когда мне в руку запихивают этот бумажный рудимент. Потому что буквы маленькие, зрение у меня плохое, а надо еще всю эту информацию своими нехуденькими пальцами перебить в свой телефон.
Как вы думаете, я очень рад этому обстоятельству? Правильно, не очень. Я и свою-то работу норовлю кому-нибудь перепоручить, а мне подсовывают чужую.
Или вот еще лучше, когда и бумажной нет: «Подождите, я карандашик возьму и запишу». Представляете, сколько времени мы друг у друга отнимаем?
Давайте поможем друг другу. И, кто еще этого не сделал, сделаем себе удобные электронные визитки, в которые можно напихать сколько угодно информации, и в будущем не загружать мозги и руки друг друга!