За минувшую неделю посмотрел ещё семь фильмов, из которых пять не видел ранее, а два основательно подзабыл. Ниже обзор на все семь, сначала увиденные впервые:
1. "Клык" Йоргоса Лантимоса. Относительно ранняя и едва ли не первая из обретших международное признание работ греческого мизантропа. Лантимос очень своеобразный и атмосферный режиссёр, едва ли не единственный, кого мне иногда бывает страшно смотреть в развязке. Ко времени создания "Клыка" режиссёрский почерк Лантимоса однозначно уже сформировался (привет странным сюжетам). Особых глубоких смыслов и аллюзий конкретно в этом фильме я не увидел. Ну а так до шедеврального "Убийства священного оленя" оставалось ещё целых восемь лет.
2. "Ад" Клода Шаброля. Отличная задумка, чудесные актёрские работы, неплохой темпоритм и экспериментально-неудачная концепция с точки зрения завершения фильма. На выходе чувствуешь себя немного обманутым.
3. "Тристана" Луиса Бунюэля. Лучший фильм позднего Бунюэля, объективно сильнее чем любимый мною "Этот смутный объект желания". Волшебно-пронзительная Катрин Денёв в главной роли. И ещё одна специфическая, но приятная черта Бунюэля - он умеет удивлять. В общих чертах зная сюжет ждёшь одного, представляешь, как это можно показать, как раскрыть конфликт, а видишь в итоге совсем другое. Это индивидуальность режиссёра и это высочайший класс!
4. "Лани" Клода Шаброля. Сильный, умный фильм. Единственное, что мне не понравилось - слабое задействование потрясающего актёрского дарования Жан-Луи Трентиньяна (да и вообще образ Поля не очень выписан) и чуточку смазанная концовка.
5. "Соседка" Франсуа Трюффо. Классический для Трюффо сильный фильм с парочкой типичных приёмов "французской новой волны", работающими деталями и второстепенными, наполненными символизмом, сюжетными линиями. Конец немного предсказуем, но от этого фильм не теряет своей художественной ценности.
Повторный просмотр:
6. "Пузырь" Стивена Содерберга. История о том, как превратить жизнь в кино с минимальными затратами. Ещё бы чуть усложнить сюжет, ввести пару второстепенных сюжетных линий и потрясающе сделанная за счёт монтажа развязка получила бы идеальную оправу.
7. "Франц" Франсуа Озона. Почти шедевр. Идеальное изображение, потрясающие актёрские работы, переход из черно-белого в цветное изображение (привет фон Триеру и его "Европе") при положительных эмоциях героев, волшебное музыкальное решение. И вот если бы не показывать поездку Анны во Францию, из-за которой фильм становится чересчур сентиментальным, то вышел бы абсолютный шедевр. В любом случае, это лучший фильм Озона из тех, что я смотрел.
Итог: ощущение как "в чаду" возникло после понятого и прочувствованного "Франца". В первый раз смотрел уставший и не в настроении. Мораль: на позиционирующее себя как художественно ценное кино надо настраиваться и беречь силы, в первую очередь - психологические.