Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Рейс 222" (СССР, 1986): "за" и "против"

Рейс 222. СССР, 1986. Режиссер и сценарист Сергей Микаэлян. Актеры: Лариса Полякова, Николай Кочнев, Николай Алешин, Александр Бабанов, Евгений Яхонтов и др. 35,3 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Не очень типичная лента для режиссера Сергея Микаэляна (1923-2016), получившего известность далекими от развлекательности психологическими драмами «Иду на грозу» (1965), «Премия» (1974), «Вдовы» (1976) и ироничной мелодрамой «Влюблен по собственному желанию» (1982).

-3

Впрочем, ни одна из предыдущих и последующих работ не принесла С. Микаэляну такого зрительского успеха как «Рейс 222». Это была история, навеянная побегом на Запад выдающегося артиста балета Александра Годунова (1949-1995), состоявшегося во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке в августе 1979 года.

-4

В год выхода этого фильма на экран советские критики встретили «Рейс 222» как бы позитивно, но без особых восторгов.

-5

Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993), уйдя от оценки художественного уровня «Рейса 222», ограничилась лишь констатацией факта, что эта лента – «широкого адреса, поскольку трудно найти сегодня человека, не интересующегося политикой и не стремящегося быть в курсе разнообразных новостей международной жизни» (Хлоплянкина, 1986: 5). Хлоплянкина Т. «Рейс 222» // Спутник кинозрителя. 1986. № 2. С. 4-5.

-6

Кинокритик Юрий Черепанов в своей статье в «Советском экране» положительно оценил «Рейс 222», подчеркнув, что в идеологической борьбе с западными империалистами «политический фильм Сергея Микаэляна вносит достойный вклад в познание советского характера» (Черепанов, 1986: 10). Правда, потом отметил, что выбор актрисы на главную роль жены сбежавшего на запад персонажа «не во всем помогает раскрыть … (режиссерский) замысел» (Черепанов, 1986: 10), а режиссер «вводит эпизоды, которые иногда кажутся лишними» (Черепанов, 1986: 10). Черепанов Ю. Наш характер // Советский экран. 1986. № 4. С. 10.

После выхода "Рейса 222" зрители еще долго обсуждали его, сравнивая с тем, как могло быть на самом деле, а не в кино...

Александр Федоров, 2020

P.S. Тех читателей, кто интересуется темой кино времен «холодной войны» отсылаю к моей книге «Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей» (М., 2017). http://kinopressa.ru/library