Преследование лиц, совершивших преступления, может выходить за границы одного государства по различным причинам: преступление может быть совершено отношении гражданина другого государства, в другой стране могут возникнуть обществественно-опасные последствия от преступления, виновное лицо может предпринять попытку скрыться от правосудия и т.д. В каждом из этих случаев необходимо руководствоваться на только нормами уголовного процесса обоих государств, но и международными актами. Важное значение в данной ситуации имеет Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года.
Существуют два вида выдачи: выдача лица в РФ и выдача лица из РФ на территорию другого государства. УПК РФ более детально регулирует именно выдачу из РФ, поскольку указанная процедура производится российскими судами. При решении вопроса о возможности выдачи из РФ суд должен проверить наличие препятствий для выдачи. Выдача не может быть произведена, если выдаваемое лицо является гражданином РФ, ему предоставлено политическое убежище, в отношении лица уже вынесен обвинительный приговор по данному уголовному делу, приговор в отношении лица не может быть приведен в исполнение в силу закона, деяние не является преступлением в силу законодательства РФ. Также в выдаче может быть отказано, если деяние совершено на территории РФ либо против ее интересов, в данный момент осуществляется уголовное преследование этого лица либо если уголовное дело возбуждается в порядке частного обвинения (ст.464 УПК РФ). Во всех случаях лицо имеет право на обжалование решения о выдаче из РФ.
Более сложной является ситуация, когда лицо выдается в РФ, поскольку в этом случае по законодательству РФ лицу представляется меньший объем гарантий. Так, лицо, выданное на территорию РФ, не может обжаловать решение иностранного суда о выдаче - для этого просто не существует процедуры. Еще одной причиной является то, что суд, вынесший решение, находится вне юрисдикции РФ, следовательно, российский суд не вправе рассматривать жалобу. Он может только признать или не признать решение иностранного суда.
Выданное лицо может лишь прибегнуть к помощи международных организаций. Достаточно часто жалобы подаются в ЕСПЧ и содержат доводы о том, что в случае выдачиимеется угроза применения в отношении лица пыток, другого бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения (ст.3 Конвенции ООН против пыток). Показательным является следующий пример (доклад Комитета против пыток ООН. 47-я сессия 31.10.2011–25.11.2011. Сообщение № 428/2010: К. против Марокко): гражданин РФ Калиниченко, зная о возбуждении уголовного дела по факту хищения в особо крупном размере путем организации финансовой пирамиды и не желая быть привлеченным в качестве подозреваемого, скрылся на территории Италии. По запросу Интерпола решался вопрос о выдаче Калиниченко. Пока решение о выдаче обжаловалось в Верховный суд Италии, Калиниченко пытался скрыться на территории Марокко, однако был задержан. Верховный суд Марокко разрешил выдачу Калиниченко. Решение было обжаловано в ЕСПЧ на основании того, что в РФ Калиниченко может подвергнуться пыткам: его партнеры по бизнесу либо покончили с собой в местах лишения свободы, либо убиты, либо пропали без вести. Решение о выдаче было отменено.
Этот случай является показательным и по вопросу о доказывании. В судебном заседании главным доказательством были показания самого Калиниченко. Лица, на которых он указывал, на самом деле не являлись его бизнес-партнерами, он привел примеры громких политических дел того периода. Манипулируя фактами и мнением о том, что в РФ нарушаются права человека, Калиниченко избежал уголовного наказания. При должной проверке фактов решение о выдаче его в РФ не было бы отменено.