Найти тему
Классическая ГИТАРА

Как ухитриться запомнить все ноты своего соло?

Проблема надёжного разучивания музыкального материала стоит не только перед академическими музыкантами. Как обычно, возьмём «помощь зала» и послушаем несколько мнений и советов на этот счёт.

Dave Chu, США, «профессиональный гитарист джаза и фламенко».

Один из возможных ответов — никак 😃 По крайней мере, многие из нас этого не делают. Некоторые — в определённой степени. Вот несколько возможностей и сценариев.

Я подозреваю, что большинство соло, которые вы слышите на записях, созданы примерно так: есть мелодия, которая на каком-то своём отрезке становится местом для соло.

Когда мелодию репетируют, многие игроки будут «выдавать» некоторые вещи. Некоторые из находок будут отличными, другие — скучными или ужасными. По мере того, как мелодия таким образом отрабатывается, исполнитель сохраняет хорошее и отбрасывает плохое, в конце концов получая некую твёрдую «основу». Это часто происходит во время самостоятельных занятий.

Некоторые игроки получают в результате «точное» соло, которое они в дальнейшем и играют, а у других вместо этого остаётся несколько идей, которые они продолжают использовать параллельно и могут смешивать в некоторой произвольной комбинации со своим «сохранённым» материалом и идеями (я лично именно так и делаю, потому что мне обычно не нравятся «законсервированные» соло).

Тот, кто воспроизводит одну и ту же вещь в точности каждый раз, возможно, вынужден больше практиковаться, чтобы сохранить твёрдость. Игроки, у которых есть, скажем, штук пять основных идей с произвольными связками между ними, имеют больше возможностей для экспериментов.

Возвращаясь к вопросу в начале. Если вы застряли на необходимости дублировать чьё-то соло, вам нужно выделить время, чтобы разучить его, запомнить и сыграть в команде. Это означает, что нужно потратить действительно много времени. Здесь нет волшебного рецепта.

Если вам трудно запомнить соло, есть несколько вещей, которые вы можете попробовать. Одна из них — играть с закрытыми глазами. Это означает, что у вас будет больше внимания к звучанию — нет партитуры или табов, на которые вы смотрите (если вы это сделаете), и вы не будете отвлекаться визуально.

Ещё одна идея, которую я получил в процессе изучения классической гитары: выучите это задом наперёд! Я имею в виду следующее: начните с изучения последней части соло, а затем двигайтесь понемногу назад, пока не дойдете до начала. Почему так?

Когда вы начинаете с начала и проделываете свой путь снова и снова, вы получаете тонны повторений первой части (часто ещё и более лёгкой) и гораздо меньше — конечных частей. В результате, как правило, вы играете хорошо в начале и гораздо хуже — в конце. Приём «задом наперёд» может показаться странным, но он действительно сокращает моё время запоминания вдвое, если мне нужно что-то разучить.

Ещё одна идея — попытаться спеть соло. Вы можете удивиться, но вы можете спеть довольно много из того, что вы играете, исключая возможно, лишь слишком «быстрые» такты. Если вы сможете озвучить свою игру таким способом, вы очень точно будете знать, что происходит в каждый конкретный момент.

Есть некоторые популярные мелодии, которые действительно имеют трудные соло. Таким образом, гитарист может застрять на этом, упражняясь каждую чёртову ночь, особенно если лидер группы помешан на точности и контроле. Это утомило бы меня до слёз... Я полагаю, что сделать это терпимым могут лишь большие деньги, которые это может принести.

Neil Johnson, США, «музыкант и преподаватель: гитара, бас, вокал».

Есть один подход, который я считаю лучшим: фразировка — осознанно разбить своё соло на отдельные фразы и разучить его по фразам. Почему этот подход работает так хорошо?

  • Музыка — это язык, который активирует те же области мозга, что и реальный язык. Короткие комбинации нот являются «словами», несколько слов (или ликов) объединяются в фразу. Фразы формируют предложения, а предложения — всю «историю».
  • Мы организуем нашу речь, деля её на фразы, и меняем тон голоса, передавая самые разные значения одними и теми же словами. Подумайте, сколько способов существует сказать простую фразу: «Да, верно!». В музыке всё работает точно так же.
  • Мышление музыкальными фразами означает, что вы можете использовать свой мозг для запоминания музыки точно так же, как для запоминания того, что нужно сказать. Например, тщательные размышления о том, как именно вы двигаете языком, когда говорите — плохая идея (разучивание музыки «нота за нотой» выглядит точно так же).
  • Группировка по фразам облегчает запоминание, как и любое деление на фрагменты, при запоминании чего бы то ни было.
  • Ваша игра в результате будет звучать более членораздельно, то есть музыкально, а не одним сплошным невнятным потоком.

Читайте также: Некоторые стратегии организации занятий.