Найти в Дзене
Строительный мир

Ученые назвали "Великую белую дорогу" Майя инженерным чудом

Наследие древних Майя давно будоражит умы археологов. Но после того, как были обнаружены первые из находок, исследования остановились из-за сопротивления непроходимых джунглей. Там, где наблюдатели видят гору или возвышенность, может скрываться пирамида или монумент. Буйная растительность прятала под своим покровом множество строений, в том числе знаменитую белоснежную дорогу, соединяющую два крупных населенных пункта (города Коба и Яксуна).

© Elelicht / CC BY-SA 3.0 (пирамида Нооч Муль в древнем городе Коба)
© Elelicht / CC BY-SA 3.0 (пирамида Нооч Муль в древнем городе Коба)

Возобновление археологических изысканий стало возможно благодаря современным технологиям. Открытие произошло случайно, как это часто происходит. Лазерное зондирование ЛиДАР (LiDAR) применяли для замера расстояний с воздуха и в процессе работы открыли неожиданный эффект. Свет отражается от объектов разной высоты с разными временными интервалами, создавая «объемный портрет» ландшафта внизу, на поверхности земли. Это свойство измерительного прибора открыло новые возможности для геологов и археологов.

Исследования на полуострове Юкатан принесли неожиданный результат. Они были посвящены каменному шоссе, длинной в 100 километров между Коба и Яксуном. Первое упоминание о дороге относится к тридцатым годам прошлого века, когда был обнаружен «относительно чистый» небольшой фрагмент мощеной поверхности, терявшийся в джунглях.

Археологи из института Карнеги в Вашингтоне провели свои исследования (в большей степени теоретические) с помощью компаса и вычислили примерное направление пути. Согласно предположениям, дорога была прямой. Новые данные опровергли гипотезу о шоссе древних майя, соединявшем только две точки. Вместо этого ЛиДАР показал, что трасса имеет изогнутую форму.

© Traci Ardren & Dominique Meyer / University of Miami (поверхность дороги покрыта слоем, похожим на римский бетон)
© Traci Ardren & Dominique Meyer / University of Miami (поверхность дороги покрыта слоем, похожим на римский бетон)

Таким образом путь между двумя городами пролегал через другие населенные пункты, что говорит о геополитических планах тогдашней мексиканской правительницы, кровожадной и жестокой завоевательницы, королевы воинов Кавил Аджо. Благодаря построенной сквозь джунгли удобной и широкой дороге, она могла быстро перебрасывать своих воинов в любую точку подвластной территории. Кроме того, любая дорога, а особенно удобная, означает успешное развитие торговли и культурный обмен.

Эта древняя магистраль насчитывает 1300 лет своей истории. Шоссе впечатляет глобальными масштабами даже сейчас. Ширина дороги 8 метров, а протяженность пути – 100 километров. Поверхность выложена из ровных камней прямоугольной формы и покрыта светлой штукатуркой. Ученые из Университета Майами (США) назвали дорогу инженерным чудом, сопоставив ее по своему значению с великими пирамидами Майя. Исследователи полагают, что этот путь нужен был королеве для упрочения власти. Так она могла держать под контролем все прилегающие территории.

© Daniel Schwen / CC BY-SA 4.0 (пирамида Кукулькана в Чичен-Ице)
© Daniel Schwen / CC BY-SA 4.0 (пирамида Кукулькана в Чичен-Ице)

Спрятанная природой много веков назад, дорога стала наконец «видимой». Даже непроходимые джунгли не послужили препятствием для лазерного луча, который проникает сквозь толщу многолетних растительных наслоений. Таким образом, изыскатели получили в свое распоряжение очень эффективный инструмент, благодаря которому было открыто и множество других архитектурных памятников эпохи Майя. Иногда световые импульсы, посылаемые с самолета – единственный способ понять, что скрывается под джунглями.

Читайте: Что скрывает пирамида Кукулькана