Наследие древних Майя давно будоражит умы археологов. Но после того, как были обнаружены первые из находок, исследования остановились из-за сопротивления непроходимых джунглей. Там, где наблюдатели видят гору или возвышенность, может скрываться пирамида или монумент. Буйная растительность прятала под своим покровом множество строений, в том числе знаменитую белоснежную дорогу, соединяющую два крупных населенных пункта (города Коба и Яксуна).
Возобновление археологических изысканий стало возможно благодаря современным технологиям. Открытие произошло случайно, как это часто происходит. Лазерное зондирование ЛиДАР (LiDAR) применяли для замера расстояний с воздуха и в процессе работы открыли неожиданный эффект. Свет отражается от объектов разной высоты с разными временными интервалами, создавая «объемный портрет» ландшафта внизу, на поверхности земли. Это свойство измерительного прибора открыло новые возможности для геологов и археологов.
Исследования на полуострове Юкатан принесли неожиданный результат. Они были посвящены каменному шоссе, длинной в 100 километров между Коба и Яксуном. Первое упоминание о дороге относится к тридцатым годам прошлого века, когда был обнаружен «относительно чистый» небольшой фрагмент мощеной поверхности, терявшийся в джунглях.
Археологи из института Карнеги в Вашингтоне провели свои исследования (в большей степени теоретические) с помощью компаса и вычислили примерное направление пути. Согласно предположениям, дорога была прямой. Новые данные опровергли гипотезу о шоссе древних майя, соединявшем только две точки. Вместо этого ЛиДАР показал, что трасса имеет изогнутую форму.
Таким образом путь между двумя городами пролегал через другие населенные пункты, что говорит о геополитических планах тогдашней мексиканской правительницы, кровожадной и жестокой завоевательницы, королевы воинов Кавил Аджо. Благодаря построенной сквозь джунгли удобной и широкой дороге, она могла быстро перебрасывать своих воинов в любую точку подвластной территории. Кроме того, любая дорога, а особенно удобная, означает успешное развитие торговли и культурный обмен.
Эта древняя магистраль насчитывает 1300 лет своей истории. Шоссе впечатляет глобальными масштабами даже сейчас. Ширина дороги 8 метров, а протяженность пути – 100 километров. Поверхность выложена из ровных камней прямоугольной формы и покрыта светлой штукатуркой. Ученые из Университета Майами (США) назвали дорогу инженерным чудом, сопоставив ее по своему значению с великими пирамидами Майя. Исследователи полагают, что этот путь нужен был королеве для упрочения власти. Так она могла держать под контролем все прилегающие территории.
Спрятанная природой много веков назад, дорога стала наконец «видимой». Даже непроходимые джунгли не послужили препятствием для лазерного луча, который проникает сквозь толщу многолетних растительных наслоений. Таким образом, изыскатели получили в свое распоряжение очень эффективный инструмент, благодаря которому было открыто и множество других архитектурных памятников эпохи Майя. Иногда световые импульсы, посылаемые с самолета – единственный способ понять, что скрывается под джунглями.
Читайте: Что скрывает пирамида Кукулькана