Общество живет привычками, одна из которых – обесценивать эмоции. Эмоции и чувства требуют времени, осознанности, а это зачастую слишком сложно.
Люди стремятся минимизировать затраты. Но, отказавшись от чувств, можно потерять гораздо больше. Разным чувствам время от времени не везет. Например, в советскую эпоху, это касалось злости. Тот, кто злится, считался очень плохим.
Потом маятник качнулся в другую сторону, и сейчас злость, наоборот, на пьедестале, чуть ли не как решение всех вообще проблем. Но маргинализированы страх и тревога.
С тревогой можно только «справляться», как раньше со злостью. Однако и злость, и страх, и вина, по большому счету, только чувства, которые служат чему-то важному в жизни человека. Вредна лишь их невротическая сторона.
Вследствие пандемии люди столкнулись со стрессом, непредсказуемостью, угрозой здоровью. Причем для большинства это произошло очень резко, практически внезапно.
Что же еще, кроме страха, можно здесь чувствовать? Мы боимся, и мы реагируем из страха. Это нормально. Спектр этого реагирования довольно разнообразный.
Тревога является эволюционным механизмом, то есть, она очень древняя. Она происходит из той зоны мозга, где есть только три биологические реакции, роднящие нас с животным миром: бей, беги, замри.
Эти реакции у нас, людей, отделились от физического тела, и перешли в область психики. Хотя если угроза возрастет, мы быстро спустимся на физический уровень.
Нынешняя ситуация очень далека от этого. Поэтому мы «бьем, бежим и замираем» в своей психической реальности. И в зависимости от того, какую реакцию мы выбрали, совершаем действия.
«Бей» – это так называемая гиперкомпенсация. Мы нападаем на страх, чтобы забить его, и нам важно чувствовать себя сильнее страха.
Поэтому часть людей использует в поведении демонстративную уверенность. Мол, у нас все как обычно, ничего такого особенного не происходит, вирус не опаснее гриппа, и т.д.
Наиболее адаптивной реакцией стиля «бей» становится юмор. Поэтому ленты соцсетей пестрят сейчас смешными картинками о карантине, и мы с них угораем.
Смех побеждает страх – говорят в таких случаях. Это действительно так, в тех случаях, когда речь идет о страхе невротическом (нереалистичном). В сегодняшней же ситуации много реального страха. Поэтому продуктивное следствие нашего стеба – эмоциональная разрядка.
Юмор дает временную передышку, чтобы собрать ресурс на дальнейшую борьбу, на войне тоже много шутят. Но «победить» страх при реальной угрозе юмор не может, может только помочь его на время не чувствовать.
«Замри» – это реакция капитуляции. Те люди, которые легли и готовятся умирать, которых терзает страх смерти и апокалиптические картины.
Когда катастрофизация зашкаливает, нам нужно успокоение и утешение, опора на кого-то большого и сильного. Мы становимся детьми и ищем хорошего родителя.
Это может быть бог, вселенские законы, энергии какие-то. Они-то (на самом деле) все и устроили, и они (на самом деле) так заботятся о нас. «Побудьте со своими родными», «Время подумать, правильно ли мы живем», «Просто доверьтесь тому, что происходит» – из этой серии. Да, еще природа. Природа исцеляет планету.
В целом, капитуляция – отличная стратегия. Хныча, плача и жалуясь, мы получаем необходимый психический ресурс для переработки страха. Причем, всегда есть те, кто готовы его дать, – это люди из первой группы. Они тоже берут свой бонус: получают +1 к чувству всемогущества, что подтверждает надежность выбранной ими стратегии.
Да и вообще, ребенку любой готов помочь. И сама Вселенная, конечно, тоже. Это я всерьез, у нытиков, и правда, все супер с удачей.
«Беги» – реакция избегания. Суть ее в том, чтобы находить различные способы и ритуалы, позволяющие избежать чувствования. Самые простые примеры – курение сигарет, еда.
Реакция «беги» на сегодняшний день самый топ. И массово проявляется она, конечно же, компульсивными покупками. Люди группы «бей» и тут не остались в стороне и породили мемов на эту тему уже больше, чем самих покупок.
Совершая покупки, люди избегают чувства страха и тревоги. Но чувства никуда не исчезают, они просто притупляются на время, потом возвращаются, поэтому покупки приходится совершать регулярно.
Людям предлагают остановиться в закупках, но что тогда они будут делать со своим страхом?
На этот вопрос авторы мемов не отвечают, а рациональные увещевания и вовсе бесполезны. Люди стиля «беги» все равно купят гречку.
По сути, не так уж важно, какие конкретно реакции мы избрали. Одни не хуже и не лучше других. Все они говорят лишь о том, что мы затронуты происходящим и боимся неизвестности и смерти.
Для таких ситуаций не прописаны рецепты.
Не так давно общество реабилитировало горе, и теперь говорить человеку, потерявшему любимого близкого, «ты только не плачь» считается дурным тоном.
Но говорить «просто перестань паниковать» тому, кто чувствует угрозу жизни, по-прежнему ок. «Сохраняйте спокойствие» – самая тревожная фраза на свете, вы не находите?
Следующая статья