Русская транслитерация слова «вальравн» восходит к датскому «valravn», которое в свою очередь выступает производной от древнескандинавского «vallraven». Эта словоформа образована сращением основ «vall», что значит «мертвый», и «raven», что переводится как «ворон». Таким образом, дословно «вальравн» означает «мертвый ворон».
Э.Кирстен в своей работе «Датские саги: истоки фольклора» приводит описание устного предания, зафиксированного предположительно в начале XIX века, но происхождению очевидно – гораздо более древнего. Согласно этой легенде, некий конунг, проявивший себя как мудрый правитель и великий полководец, погиб на поле боя, но тело не было найдено воинами, поэтому его не смогли предать огню или земле.
Трупом конунга поживились вороны и тот ворон, который съел его сердце, перенял память и знания человека. Тот ворон стал вальравном, существом, наделенным человеческим сознанием в сочетании со сверхчеловеческими способностями. О сути этих способностей в легенде говорится лишь, что вальравн «может вводить людей в заблуждение» и «свершает великие злодеяния». Также Э.Кирстен в своей работе приводит оборот «ужасное животное» в отношении вальравна, акцентируя внимание на негативности фольклорного образа.
В книге А.Олрика «Датский фольклор» приводится другая легенда, согласно которой вальравн летает по миру в образе огромного ворона. Увидеть его можно только ночью, днем вальравн не появляется. По этой легенде, вальравн обретает облик человека, если попробует кровь новорожденного.
Далее А.Оприк приводит текст датской песни, которая датируется эпохой Раннего Средневековья (IX-XI века). В песне говорится о том, как вальравн помогает молодой девушке встретиться с ее женихом, но отказывается принять в благодарность «золото и другие богатства». Вместо этого вальравн берет с девушки обещание, что как только у нее родится ребенок, она отдаст его ворону.
Спустя несколько лет ворон возвращается, к этому моменту у пары появляется первенец. Вальравн требует выполнить уговор и девушка отдает ему младенца. Ворон уносит ребенка в свое логово, где разрывает ему грудь и выпивает всю кровь из маленького сердца. После этого вальравн превратился в прекрасного рыцаря, который веками скитался по земле в поисках искупления.
Также в книге А.Олрика приводится несколько обрывочных фольклорных эпизодов, согласно которым вальравны – это наполовину волки наполовину вороны.
Я. Гримм в своей монографии «Тевтонская мифология» говорит о том, что фольклорный вальравн восходит к древнескандинавскому образу тролля, страшного ночного существа, которое, однако, в некоторых случаях может помочь человеку. Истоки датского слова «valravn» исследователь находит в древневерхненемецкой форме «walahraban», этимология которой до конца не ясна.
Образ вальравна сохранился до наших дней, сегодня это персонаж традиционных датских сказок для детей (в качестве примера можно привести книгу Б.Бьерре «Лесная форель в Лербьергховене»). Чаще всего вальравн выступает отрицательным персонажем, который может менять облик и создавать иллюзии (объекты, которых не существует в действительности). Яркий и довольно каноничный образ вальравна, представлен в видеоигре «Hellblade: Senua's Sacrifice», действие которой разворачивается в мифологической Скандинавии.
Также стоит отметить, что ворон в изобилии присутствует на боевых знаменах раннесредневековых викингов. Традиционно в этом регионе ворон считался «колдовской» птицей, он воспринимался как посланник богов и посредник между мирами. Образ ворона тесно связан с богом Одином, в частности, согласно эддическим текстам, владыке Асгарда подчиняются два ворона – Мунин и Хугин.
На основании этих сведений некоторые исследователи выдвигают гипотезы о том, что мифы о вальравне восходят к образу главы скандинавского пантеона. Тем не менее, фольклорный вальравн не обнаруживает атрибутов божественного происхождения.