Найти в Дзене
Светлана Иванова

Как выбрать отличную няню

Одна из моих коллег могла быть сниматься в фильме - агитке за увеличение рождаемости: выглядела она просто великолепно, чувствовала себя еще лучше. Последняя ее командировка пришлась на восьмой месяц, а в офисе она перестала появляться меньше, чем за 2 недели до родов. Дальше все, слава богу, тоже было очень хорошо: родился мальчик, все в порядке со здоровьем и характером. Все бы хорошо, но молоко было недолго, и зародилась мысль о возвращении к бизнесу.

Естественным развитием событий было то, что молодая мама через два или три месяца решила выйти на работу. На какое-то время согласилась «прикрыть» мама, тоже работающая женщина. Вот тут-то и возникла сложная задача: предложений со стороны нянь, в том числе и через специализированные агентства, достаточно. Но вот как понять, справится ли няня, как она будет относиться к своему воспитаннику, как поведет себя в сложной ситуации. В общем, вопросов много.

Именно в этот момент коллега и обратилась ко мне: «Ты же проводишь отбор персонала для компании и редко ошибаешься, значит, можешь и няню оценить. Составь мне интервью для няни». Задача показалась мне занятной, уж для каких только должностей я интервью не составляла…

Договорились. Но прежде чем составлять вопросы, которые мы будем задавать потенциальным кандидаткам, нам надо понять, что именно мы хотим оценить и каковы наши ожидания. Поэтому первое, что мы сделали, - это договорились, что же именно важно оценить, какие качества хочется видеть в будущей няне. Причем мы постарались избежать как минимализма (сойдет все, что угодно), так и чрезмерной идеализации: таких просто нет в природе. В итоге довольно долгого разговора мы договорились:

ü Нам важно, чтобы няня была позитивно настроенным человеком, особенно в отношении к детям. Дети часто капризничают, могут сильно утомлять, вести себя, с точки зрения взрослого человека, по-дурацки. И вот в отношении такого поведения детей есть два крайних подхода: негативный («все дети капризные, злые, их надо держать в строгости, наказание – лучший способ воспитания, надо указывать на плохое и т.д.) и «сюсюкающий» (что бы ни делал ребенок, это хорошо, пусть пока получает и делает все, что хочет). Вспомните классический подход большинства школ и детсадов: «Только полный кретин может вести себя, как ты!». Второй подход чаще свойствен родственникам, особенно пожилым, но может исходить и от посторонних людей. Могу сказать, что несколько раз наблюдала в транспорте такую картинку: входит в вагон мама с мальчиком лет пяти, тут же пожилая женщина вскакивает, уступая место. Мы же хотим, чтобы ребенок рос в доброжелательной атмосфере и у него была адекватная самооценка, поэтому решили, что лучше всего сбалансированный, доброжелательный, позитивный, но без сюсюканья, подход к детям и их капризам и шалостям.

«Как вы считаете, почему дети часть капризничают и плачут?», «Почему дети балуются?», «Почему часто не слушаются взрослых?» Можно задать любой из этих вопросов или все по очереди, чтобы понять настрой человека: агрессивные ответы («плохо воспитаны», «непослушные», «не умеют себя вести», «вечно что-то не так» и тому подобное) говорят о том, что к нам может придти новая Фрекен Бок. Надо ли нам это? Есть еще равнодушная разновидность няни (вспомните героя Папанова из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Нянчу чужого ребенка, потому что за своего слишком волноваться буду»). Такие отвечают что-то вроде: «Ну, так всегда бывает», «Обычное дело». Самый оптимальный ответ состоит в поиске причин, причем реальных и сбалансированных: «Почему капризничают и плачут? Может быть, что-то болит, может, просит что-то, а может, просто устал». Вариантов таких ответов может быть очень много, общее – то, что находятся реальные причины, причем скорее положительные и объективные, нежели негативные.

ü Конечно же, маленький ребенок, да еще то, что ему надо что-то приготовить, загрузить стиральную машину, мало ли какие еще дела возникают… Поэтому нам нужная няня, которая легко переключается с одного дела на другое, может делать два-три дела параллельно. Маленькое отступление в область психологии: объективно скорость переключения внимания у всех людей разная. Точно так же существует склонность к последовательному или параллельному совершению действий: некоторые из нас легко и непринужденно обсуждают рабочие вопросы по телефону, при этом набивая деловое письмо, читают книгу и смотрят телевизор, при этом ни одно из дел не страдает. Нам хотелось бы, чтобы наша будущая няня легко переключала внимание и имела склонность к параллельному выполнению работы.

Поэтому мы обязательно зададим такой, например, вопрос: «Скажите, а вот если вы готовите праздничный обед, вы готовите несколько блюд

параллельно или последовательно? (при этом надо прокомментировать, что у нас готовить праздничные обеды не придется, а то могут неправильно понять). Можно задать подобный вопрос про телевизор и чтение журнала, глажку и новый фильм и так далее. Главное уточнить не то, как человек МОЖЕТ, а как БОЛЕЕ КОМФОРТНО себя чувствует. Нам больше подойдет няня, которая любит делать несколько дел параллельно и легко переключается с одного на другое: ведь тогда можно быть спокойным: ничто не останется без внимания.

ü Одна знакомая рассказала мне как-то, что ее довольно серьезная проблема со здоровьем, которая до сих пор требует очень внимательного отношения, связана с тем, что ее бабушка когда-то побоялась сказать родителям девочки о падении и довольно сильном ушибе, в результате – не вылеченное вовремя смещение позвонков. И это бабушка… К сожалению, риск подобной ситуации с няней еще больше. Поэтому мы решили обязательно проверить умение брать на себя ответственность за свои ошибки.

«Были ли у вас в работе ошибки/ неудачи? С чем они были связаны?» Вопрос можно перефразировать, конкретизировать, главное, чтобы наша потенциальная няня умела признаваться в своих промахах, а ведь они есть у всех. Так что положительным ответом будет признание того, что ошибки, как и у всех были, в том числе и по собственному недосмотру. Хотя перегибы и самобичевание тоже ничего хорошего нам не сулят.

ü Если говорить «взрослым», деловым, языком, важно, чтобы няня была настроена на получение обратной связи от ребенка, реагировала на его эмоции, стремилась к тому, чтобы он был привязан к ней. Кроме того, нам важно понять, каким образом наша няня будет определять отношение ребенка и нас к себе и своим действиям. И вот определен еще один пункт проверки: стремится ли няня получить обратную связь, и каким образом это делает.

«Любят ли вас дети? Почему вы так считаете?» или «Вы хорошая няня? Почему вы так думаете?»

Нам важен ответ на вторую часть каждого из вопросов: обязательно должно прозвучать мнение родителей («меня всегда хвалят родители», «Меня просят продлить срок работы»), отношение ребенка («он радуется, когда я прихожу», «со мной чаще смеется»), объективные признаки («ни разу не болел»). Если такой или подобной составляющей в ответе нет, то мы рискуем получить новую Фрекен Бок, которая «сама лучше всех знает, как воспитывать ребенка, да и его родителей тоже»

ü Конечно же, находясь рядом с ребенком, няня оказывает очень существенное влияние на формирование его ценностей, взглядов и представлений. Пусть и не такое целенаправленное и существенное, как родители, но все-таки. Поэтому нам необходимо оценить те взгляды и ценности няни, которые могут оказать существенное влияние на маленького ребенка.

Один из возможных вопросов: «Что вам больше всего нравится в людях?» или «Как вы считаете, в каких ситуациях допустим обман» или все, что угодно, что кажется вам важным. Здесь – никаких советов. Ответ просто должен вам понравиться.

ü Маленькие дети часто болеют, могут возникать разного рода стрессовые ситуации или ситуации, требующие быстрого и грамотного реагирования и умения принимать решения и находить выход из сложных ситуаций. Именно это мы и решили оценить.

«Ребенок заболел, вы не можете связаться с родителями. У ребенка

высокая температура. Ваши действия.»

«Ребенок не хочет принять лекарство. Почему (как можно больше вариантов). Ваши действия.»

Хороший ответ – ответ, который содержит как можно больше вариантов ДЕЙСТВИЙ, главное, чтобы они были, готовности решать сложные ситуации и брать на себя ответственность. Во второй части второго вопроса (про лекарство) мы также можем оценить доброжелательность и умение смотреть на мир детскими глазами («горькое», «невкусное», «больно глотать», а не злое «да просто капризы это»)

ü Любой человек может действительно хорошо работать только тогда, когда он чем-то мотивирован, а не просто занимается какой-то работой от безысходности. Поэтому мы хотим узнать, есть ли что-то, что привлекает нашу будущую няню в этой работе или это только неприятный и рутинный способ заработка.

«Почему вы решили стать няней? Что вас привлекает в этой работе»

Можно, конечно, оценивать и многие другие факторы, но мы решили быть реалистами и решать проблемы по мере их поступления: сделать предварительный отбор именно по тем критериям, которые выбрали, потом проверить рекомендации, спросить свою интуицию, и только если всего этого окажется недостаточно, составить дополнительные критерии оценки.

Перед следующим шагом я предупредила свою коллегу о том, что ей придется немножко поучиться техникам оценки людей: ведь именно ей предстоит задавать вопросы и интерпретировать ответы. Но она сказала, что это даже интересно, возможно, поможет и при оценке клиентов и партнеров по бизнесу. (Кстати, не могу с этим не согласиться: при определенной интерпретации и обработке такие техники действительно применимы в очень разнообразных сферах).

Ну, а теперь мы пройдемся по всем тем моментам, которые хотели бы оценить, и на каждый подберем свой метод.

  • Почему дети часто капризничают и плачут?
  • А вот, кстати…

2. Если вы готовите праздничный обед, вы готовите несколько блюд

параллельно или последовательно? (при этом надо прокомментировать, что у нас готовить праздничные обеды не придется, а то могут неправильно понять)

3. Были ли у вас в работе ошибки/ неудачи? С чем они были связаны?

4. Любят ли вас дети? Почему вы так считаете?

5. Что вам нравится в людях?

6. Вы хорошая няня? Почему вы так думаете?

7. Что вам больше всего нравится в себе?

8. Ребенок заболел, вы не можете связаться с родителями. У ребенка

высокая температура. Ваши действия.

9. Ребенок не хочет есть. Почему (как можно больше вариантов). Ваши

действия.

10.Почему вы решили стать няней?