Найти тему
Светлана Иванова

Как справляться с негативом

Как справляться с негативной информацией. Защиты и поиск выхода. Выход из отрицательного якорения. Преодоление барьеров и избеганий

На большинство из нас постоянно обрушиваются потоки негатива, сложностей, нерешенных проблем. Как справиться со всем этим потоком, не уходя в состояние постоянного стресса в и то же время оставаясь эффективным? Есть несколько хороших правил и приемов, которые позволяют повысить собственную мотивацию и эффективность:

ü Стоит взять себе за правило всегда, когда происходит что-то негативное, сделать минимум 3 раза рефрейминг, то есть найти как минимум 3 позитивных последствия или выигрыша для себя, которые мы можем извлечь из неприятности.

ü Подходить к вопросу достоинств и недостатков следующим образом: достоинства мы развиваем, а недостатки стараемся нейтрализовывать, то есть стараться моделировать ситуации таким образом, чтобы недостаток не был значим. Например, есть какие-то общепринятые представления о достоинствах и недостатках. Предположим, человек является интравертом и мучается от осознания своего основного недостатка – отсутствия коммуникативных способностей. Что очень важно сделать такому человеку? Проанализировать, есть ли ситуации, в которых ему так уж необходим коммуникативные навыки, или он прекрасно справляется с работой и без них. Если он легко может добиваться успеха при таком наборе способностей, который у него реально есть, то стоит отказаться от сожалений о своем якобы недостатке. Если обобщить, то основная идея сводится к тому, что недостатки – это только то, что нам реально мешает, а не то, что принято считать недостатками. Другая ситуация: недостаток реально мешает нам достигать успехов. В такой ситуации мы говорим себе: «Да, это недостаток. Что я могу сделать, чтобы он мешал мне как можно меньше?». После чего я ищу возможности максимально нейтрализовать свой недостаток. Например, та же самая некоммуникабельность. Если основной вид деятельности не требует этого качества в обязательном порядке (как, например, продажи), то можно максимально вести переписку по электронной почте, минимально общаясь лично. Достоинства же, напротив, имеет смысл развивать, как можно чаще попадая и строя ситуации, в которых положительные качества проявляются особенно ярко им наглядно.

ü Четко определяем и очерчиваем круг своей референтной группы. Помним о замечательной мысли: «Никто не может обидеть нас без нашего на то согласия». Очень важно научиться не реагировать не нагатив, исходящий от людей, которых мы не знаем, или знаем, но не уважаем, или понимаем их предвзятое отношение. Приведу бытовой пример: вы идете по улице, вдруг тетка, сидящая на скамейке, мимо которой вы проходите, делает какой-то неприятный комментарий в отношении вашего внешнего вида. Будете расстраиваться? Если вы утвердительно ответили на этот вопрос, то надо еще очень долго работать над самомотивацией и четким определением референтной группы. Если вы ответили отрицательно, вспоминайте мой пример всякий раз, когда вы станете болезненно реагировать и обижаться на людей, не входящих в вашу референтую группу. Другая ситуация: человек относится к вашей референтной группе, и вы очень часто получаете от него негатив и отрицательное отношение. Подумайте, может быть, вы оказались в руках манипулятора. Понаблюдайте, если вы убедитесь, что это именно так, то стоит подумать, нужно ли вам сохранять существующее отношение к этому человеку.

ü Стоит помнить о том, что положительный настрой в ситуации, когда вы приступаете к сложной задаче – залог успеха. Приведу несколько примеров и подходов. Успешный в продажах сотрудник рассуждает так: «Я могу предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и так далее). Слабый продавец, который вряд ли добьется успеха, думает так: «Я сейчас буду отвлекать человека от его дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и надо». Собираясь на переговоры к конфликтному клиенту, успешный человек может говорить себе: «А все равно я его перетяну на свою сторону! Я не я буду, а сделаю его!». Человек, программирующий себя на неудачу, боится: «Сейчас опять он будет недоволен, будет мне хамить, бедный я, бедный». «Как же много все-таки у Васи серьезных недостатков», - «Васе еще развиваться и развиваться!», - два примера рассуждения негативно и позитивно настроенного руководителя. Очень важно постоянно контролировать себя и требовать от себя позитивного варианта настроя. Есть такое мнение – мысли материальны. Не знаю, не берусь судить, так ли это, но в чем я более чем уверена – это в том, что мы можем сами программировать себя на успех и неудачу. Так что дело каждого: что решить, на что делать установку, быть ли успешным или обрекать себя на вечный проигрыш.

ü В продолжение предыдущей темы - позитивное моделирование будущего: почему у меня это должно получиться. Один из важнейших факторов успеха в жизни и карьере – это определение реальных ресурсов, которые позволяют с большой вероятностью прогнозировать успех задуманного. В данном случае речь идет не о самообмане, а о подходе: надо четко и оправданно ответить на вопрос, какие у меня есть реальные внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Есть противоположный подход – обосновывать, почему это не должно получиться. Надо сказать, что те, кто рассуждает именно так, обычно становятся неудачниками. Поэтому стоит всегда сначала детально продумать, что у меня есть и почему у меня получится достичь цели, а только потом уже можно просчитывать риски, причем при этом стоит также всегда ставить вопрос следующим образом: «Что я могу сделать, чтобы нейтрализовать это фактор риска?»

ü Выход из отрицательного якорения. Довольно распространенная ситуация: мы несколько раз подряд оказываемся неуспешыми или получаем отрицательные эмоции в однотипных ситуациях. В подобной ситуации очень часто происходит так называемое отрицательное якорение, то есть устойчивая ассоциативная связь любой подобной ситуации я отрицательными эмоциями. В дальнейшем основной риск состоит в том, что сама по себе ситуация или ее ожидание будет вызывать отри цательные эмоции, негативный настрой, как следствие – повышенную вероятность неудачи. Как быть в такой ситуации? Самый лучший выход – смоделировать для себя подобную же ситуацию, но в обязательным успехом, несколько раз закрепить у себя положительное восприятие ситуации. Например, человек учится водить машину. Несколько раз он попадает в оживленное движение, в пробки, где ему сигналят, а он чувствует себя неуютно. Становится понятным, что вождение машины прочно ассоциируется с негативными эмоциями. Стоит сознательно поехать в тихое место, где вести машину будет легко, где можно слегка расслабиться и получить удовольствие и несколько раз такую ситуацию повторить. Другой пример: подготовка презентация требует многочасового, кропотливого и нудного сбора информации. Это раздражает. Есть риск, что подготовка презентаций навсегда будет связана с раздражением. Для разнообразия подготовьте несколько простых презентаций, которые даются вам легко.

Задания***

1. Вы собираетесь на переговоры с очень трудным клиентом, который работает с вашими конкурентами. Опишите, каким образом вы будете настраиваться на встречу с ним

2. Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами по работе в начале дня. Есть риск, что ситуация общения с коллегами весь день будет вызывать негативные эмоции. Предложите выход из этой ситуации

3. Вы работаете секретарем, и считаете, что ваша застенчивость и скромность – серьезный недостаток. Скорректируйте данную ситуацию

4. Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона – коммуникации, слабая – работа с документами. Предложите как можно больше различных способов минимизации отрицательного влияния на результаты работы вашей слабой стороны