Найти тему
Светлана Иванова

Научиться мыслить нестандартно

Очень важным моментом в формировании навыка решения сложных ситуаций, и, как следствие, повышения уровня самостоятельности и ответственности, является отход от стереотипов. Стереотипов в нашей жизни очень много, они мешают нам постоянно: принимать правильные решения, видеть в людях главное, быстро реагировать на изменения, быть проактивными, то есть уметь спрогнозировать, увидеть ситуацию заранее. Одно из очень важных правил, которому стоит следовать, - это то, что любая ситуация может быть вызвана многими разными причинами, так же, как и вести к большому количеству разных последствий, большинство задач в бизнесе имеют несколько разных вариантов решения, и стоит всегда помнить, высказывая какую-то гипотезу или предположение, что это всего лишь один из вариантов. Нужно всегда стараться увидеть как можно больше вариантов и отказываться от сложившихся стереотипов как в отношении людей, так и в отношении ситуаций в бизнесе.

Примеров стереотипов можно привести великое множество:

ü Людей мотивируют только деньги

ü Мы концентрируемся только на одном мотиваторе из карты мотиваторов сотрудника, абсолютно забывая и игнорируя остальные. Стереотипное же воздействие только на один мотиватор ведет к тому, что он начинает воздействовать слабее и слабее или же вытесняет все остальные, что неизбежно ведет к уменьшению возможностей вариаций в управлении и мотивации сотрудника, как следствие, к снижению управляемости

ü Успешный сотрудник успешен во всем

ü Если человек один раз повел себя негативно, то так же он будет вести себя и в будущем

ü Если он работал в маркетинге (и так далее), то уже всю жизнь должен в этой сфере работать

ü Работать много лет в одной организации – признак лояльности

ü Работать много лет в одной организации – значит стагнировать, остановиться в своем развитии

ü Каждый человек будет мотивирован, если у него будет возможность карьерного роста

ü Продолжать можно до бесконечности

Как же отойти от стереотипов, вывести себя на новый уровень креативности и эффективности в принятии решений и управлении ситуациями? Можно посоветовать несколько приемов и методов, которые многим оказывались полезны:

ü Взять себе за правило: всегда, высказав одну гипотезу, искать как минимум вторую, а лучше несколько

ü Объяснив действия других людей позитивно или негативно обязательно постараться найти как можно больше противоположных объяснений

ü Стараться проводить параллели и искать решения в совершенно других плоскостях, сферах деятельности и бизнеса (например, начинающему руководителю очень полезно тренироваться в интерпретации тех или иных действий подчиненного, проводя параллели с собственным опытом работы с клиентами)

ü Использовать все возможности для мини тренинга креативности: собирать и решать задачки на креативность, искать нестандартные способы использования стандартных предметов, теоретически конечно (это очень хорошее упражнение для развития креативности и нестандартного мышления: взять пример какого-то стандартного бытового или офисного предмета и постараться найти как можно больше необычных способов его использования, то есть всех, кроме прямого назначения)

ü Стараться фиксировать для себя те услышанные или прочитанные мысли, которые очень удивили, показались необычными, перевернули какие-то представления. А потом задуматься, что же мешало этим мыслям прийти в голову вам

ü На самом деле, вы можете продолжить этот ряд, придумать еще способы, которые помогают отходить от стереотипов и находить все больше и больше вариантов решений. И это будет хорошим упражнением по развитию навыков нестандартного мышления, которое так нужно в менеджменте и мотивации. На самом деле, навык поиска нестандартных решений и умение решать сложные ситуации – один из важнейших навыков хорошего руководителя, потому что процесс управления, а особенно мотивации людей требует, помимо знаний, умений находить нестереотипные решения.

***Задания

  • Как можно большим количеством способов разрушьте данные стереотипы:

ü Успешный сотрудник успешен во всем

ü Если человек один раз повел себя негативно, то так же он будет вести себя и в будущем

ü Если он работал в маркетинге (и так далее), то уже всю жизнь должен в этой сфере работать

ü Работать много лет в одной организации – признак лояльности

ü Работать много лет в одной организации – значит стагнировать, остановиться в своем развитии

ü Каждый человек будет мотивирован, если у него будет возможность карьерного роста

  • Придумайте как можно больше выходов из данной ситуации: сотрудник в городе N не имеет перспектив карьерного роста, так как в его регионе бизнес не очень большой, руководящих позиций просто нет. Предложите как можно больше выходов из этой ситуации.
  • Задачка на нестандартное мышление:

Два ковбоя очень любили состязаться друг с другом в скорости верховой езды. Зрители делали ставки, и ковбои получали от этого хороший доход. Но так как они были наездниками равной силы, то зрителям надоело, и они перестали делать ставки. Задумались ковбои и придумали поменять условия: выигрывает тот, чья лошадь придет к финишу последней. Новые условия вызвали большой интерес, было сделано много ставок, собралось много зрителей. Но вот беда, ковбои стоят на старте и никто не хочет трогаться с места первым: ведь тогда он рискует проиграть. Зрители начали возмущаться, грозились побить ковбоев за обман, как вдруг к состязающимся подошел старик, что-то сказал им, и через несколько минут они с огромной скоростью помчались к финишу. Что сказал старик?