Найти в Дзене
Точка зрения

Розалия Землячка. Почему писатель Шмелёв назвал её «зверем»

Розалия Землячка стала первой женщиной, награждённой орденом Красного Знамени. Но подвиг её заключался не в спасении чьих-то жизней, а, наоборот, в казнях тысяч поверивших большевикам людей. В советских газетах о Розалии Самойловне писали: «Удивительным человеком была Землячка. Не уставала заботиться о людях. Работала, не жалея сил». Писатель Иван Шмелёв, видевший красный террор Землячки в действии, называл её просто: «Зверь!»

Розалия появилась на свет в зажиточной купеческой семье, и фамилия её при рождении была Залкинд. С юных лет девочка отличалась от своих сверстниц: её не манили ни наряды, ни развлечения. Всё время она предпочитала проводить за чтением, причём не художественных романов, а серьёзной литературы. Особенно ей нравились история и социология, а едва ли не настольной книгой стал «Капитал» Маркса.

Окончив гимназию, Розалия отправилась в Лион, где в университете изучала медицину. Тут-то ей и попала в руки брошюра товарища Ульянова «Что такое «друзья народа…». Розалия настолько прониклась идеями Владимира Ильича, что стала членом социал-демократического движения и профессиональной революционеркой. Она познакомилась с Лениным, который оценил её преданность революционным идеям, и стала его связующим звеном с организациями в России. Так появился её псевдоним, ставший впоследствии, по сути, фамилией – Землячка.

Первый опыт убийства белых, а тогда ещё просто офицеров Землячка приобрела во время революции 1905 года. По утверждениям историков, Розалия участвовала в боях на баррикадах и порою становилась к пулемёту. В этот период она предпочитала называться прозвищем Демон.

Товарища Землячку боялись не только классовые враги, но и соратники.
Товарища Землячку боялись не только классовые враги, но и соратники.

Но вся её демоническая суть проявилась в 1920-1921 годах, когда она была назначена ответственным секретарём Крымского обкома РКП(б). Вместе с Бела Куном, который был её непосредственным начальником, они организовали на полуострове «чистки», в результате которых в Крыму были уничтожены тысячи «белогвардейцев», их «пособников», сочувствующих и просто мирных жителей. По свидетельствам некоторых очевидцев расстреливали даже женщин с детьми. Цифры казнённых разнятся от 13 до 120 тысяч, но большинство историков сходятся на цифре 50 тысяч.

Дело в том, что в газете «Правда» было опубликовано воззвание к солдатам и офицерам армии Врангеля, которое сводилось к следующему: переходите на нашу сторону, и вас никто не будет преследовать. Многие поверили, да и кораблей, чтобы покинуть берег Крыма, не хватало.

Есть мнение, что распоряжение очистить Крым от контрреволюционеров дал лично Ленин, но непосредственный приказ, считается, последовал от Дзержинского: «Примите все меры, чтобы из Крыма не прошли на материк ни один белогвардеец… Будет величайшим несчастьем республики, если им удастся просочиться». Были и другие, более конкретные указания от высшего руководства.

Так начался красный террор на полуострове. Первое время, как свидетельствуют очевидцы, пулемёты вообще не умолкали. Но в какой-то момент Землячка решила экономить. Именно ей приписывают фразу: «Жаль на них патронов. Топить. И всё».

Было ли это сказано в такой форме или в какой-то другой, уже неважно. Приказ выполнялся. Неугодных на баржах отправляли в море, привязывали к ногам камни и выталкивали за борт. А то и вовсе связывали по несколько человек проволокой – и в воду.

Неистовое рвение Землячки приводило в ужас даже её соратников. Некоторые партийцы писали в Москву, чтобы оттуда умерили её пыл. Но наверху деятельностью Демона, видимо, были довольны – первой из женщин ей вручили орден Красного Знамени.

Может быть, эта страница истории так и осталась бы закрытой, если бы всё это не наблюдал писатель Иван Сергеевич Шмелёв, живший в ту пору в Алуште. Его сын Сергей, офицер царской армии, был арестован и расстрелян. Шмелёв долго ходил по инстанциям, пытаясь выяснить хотя бы, где похоронен его сын, но и этого писателю не удалось узнать. Всю боль о собственной трагедии, о трагедии всего народа он выплеснул в романе «Солнце мёртвых»:

«Новые творцы жизни, откуда вы?! С лёгкостью безоглядной расточили собранное народом русским! Осквернили гроба святых и чуждый вам прах благоверного Александра, борца за Русь, потревожили в вечном сне. Рвёте самую память Руси, стираете имена-лики... Самоё имя взяли, пустили по миру, безымянной, родства не помнящей. Эх, Россия! соблазнили Тебя – какими чарами? споили каким вином?!»
И.С. Шмелёв.
И.С. Шмелёв.

...А Розалия Землячка благополучно прожила 70 лет, занимала неплохие должности во власти, умерла в день смерти Ленина в 1947 году, а урну с её прахом захоронили в Кремлёвской стене.