Найти тему

Тирания счастья. Почему позитивный настрой ведёт к депрессии

Не так давно западный мир одолела эпидемия безосновательной уверенности, что человек создан для счастья. С тех пор мы не только руководствуемся целью стать счастливыми в нашей индивидуальной жизни, но и измеряем счастьем качество отношений с другими. 

считается, что романтические, семейные, дружеские связи работают, если людям удается осчастливить друг друга. казалось бы, что не так с желанием быть счастливым и сделать счастливыми других? ключевая проблема в том, что, когда мы перестаем сомневаться в чем-то и возносим его до абсолютного добра, оно превращается в репрессивную моральную догму.

философ аленка зупанчич утверждает, что репрессивная идеология счастья определяет нашу сегодняшнюю реальность. требование быть счастливым и сохранять позитивный настрой — это нынешняя моральная идеология, которую зупанчич называет биоморалью нашего времени.

«в современном идеологическом климате навязывается необходимость воспринимать всё происходящие с нами ужасные события как нечто в конечном итоге позитивное, скажем, как ценный опыт, который принесет плоды в нашей будущей жизни. негативность, недостаток, неудовлетворенность, несчастье всё больше и больше воспринимаются как моральные недостатки или, еще хуже, как искажение на уровне самого нашего существа или голой жизни… кто осмелится поднять свой голос и сказать, что на самом деле она несчастлива и что ей не удается — или, что еще хуже, она не хочет — превратить все разочарования ее жизни в позитивный опыт, который будет инвестирован в будущее?»

современная биомораль продвигает аксиому: тот, кто счастлив, — образец для подражания и хороший человек; тот, кто плохо себя чувствует, — плохой человек.

по словам словенского философа, моральный императив счастья и одновременно невозможность ему соответствовать превращают нас в наш собственный гулаг. мы не просто несчастны — мы многократно усиливаем наше несчастье, укоряя себя за аморальность, веддь мы не соответствуем основному моральному требованию современности.

интуиция зупанчич подтверждается результатами исследований. согласно одному из них, переоценка счастья — ключевой фактор риска развития клинической депрессии и снижения уровня эмоционального благополучия. стремление к счастью дает прямо противоположный результат: переоценивая его важность, мы становимся чересчур внимательными к симптомам стресса и увлекаемся бесплодным самобичеванием.

исследователи провели эксперимент: двум группам людей они предлагали решить ряд заданий, но в разных условиях. участников из первой группы разместили в «счастливой комнате», то есть в среде, которая акцентировала ценность счастья: здесь были мотивационные плакаты, популярные книги о счастье и записки с вдохновляющими фразами. кроме того, экспериментатор демонстрировал важность ощущения счастья, ведя себя бодро и позитивно. он приветствовал участников в «счастливой комнате» такими словами:

«извините, компьютер не работает в комнате, в которой я проводил тестирование. нам придется использовать эту. не обращайте внимания на мои вещи, я учился в этой комнате. вы читали какую-нибудь из этих книг раньше? моя мама подарила их мне, чтобы они помогли мне в этом году, и они мне очень помогли! я росто думаю, что оставаться позитивным очень важно, понимаете? быть перегруженным стрессом или грустью — такая трата времени. эти книги показали мне, как не позволить негативу одолеть меня и оставаться счастливым».

вторая группа работала в нейтральной среде. задания у всех изначально были невыполнимыми, но участники об этом не знали.

эксперимент показал, что участники, которые пытались решить невыполнимые задания в «счастливой комнате», в три раза больше зацикливались на своей неудаче.

они были намного более несчастными по сравнению с теми, кто тоже потерпел фиаско, но занимался в «нейтральной комнате».

идеализация счастья не всегда работает, и это ещё более ярко проявилось в трагическом примере южной кореи.

сеульский мост мапо известен как мост смерти. из 23 мостов в южной корее он привлекает больше всего самоубийц: с 2007 по 2012 год с мапо в реку хан прыгнули более 100 человек.

чтобы сократить количество суицидов на мосту, в 2012 году власти развернули широкую кампанию, проект поддержали страховая компания samsung life insurance и рекламное агентство cheil worldwide. по их задумке, программа предотвращения самоубийств должна была превратить мапо в «мост жизни», который стимулировал бы позитивный настрой, подчеркивал ценность жизни и надежды. этот мост должен был стать терапевтическим местом.

на перилах установили светящиеся интерактивные панели с вдохновляющими лозунгами: «самые яркие моменты впереди», «завтра обязательно взойдет солнце», «нет причин для беспокойства». фразы были тщательно подобраны психиатрами, психологами и другими специалистами по предотвращению самоубийств. на мосту также разместили изображения детей, улыбающихся бабушек и дедушек и молодых влюбленных. программа получила множество наград, в том числе «титанового льва» на международном фестивале творчества «каннские львы».

по иронии судьбы, старания рекламщиков лишь пропиарили мост мапо как популярное место для суицида.

терапевтическая кампания дала противоположный эффект: с момента ее начала число самоубийств на мосту мапо увеличилось в шесть раз.

в итоге более эффективными оказались физические, а не психологические меры: перила моста подняли с 1,5 до 2,5 метра, закрепив сетку так, чтобы людям было сложнее перелезть через парапет.