Галерея химер на стенах Собора Парижской Богоматери рассположена на высоте 46 метров. Со своей высоты эти причудливые существа взирают на Париж и его обитателей. Парижанам же для того, чтобы попасть в обиталище химер нужно пройти 387 ступеней северной башни. Такая высота места жительства химер не случайна, ведь многие из них крылаты. О хищной Стрикс мы уже писали в предыдущей статье, сегодня же мы хотим познакомить вас с другими крылатыми обитателями галереи.
ПТИЦА, ВЕЩАЮЩАЯ ПРАВДУ
Птица с открытым для песни клювом и не характерными для птиц большими ушами - это героиня множества мифов и средневековых сказаний - птица, вещающая правду. В ранних сказаниях упоминалось, что характерной особенностью птицы являлись большие уши, с помощью которых птица могла слышали любой разговор любого живого существа на земле, что и позволяло ей знать и вещать правду. Если вы читали хоть одну из таких сказок, то знаете, что правда, вещаемая птицей, никого не доводит до добра.
Не совсем профильный, но вполне показательный пример такой сказки можно прочитать в одном из наших постов.
ВАСИЛИСК
В классических бестеариях василиск - это существо с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. Василиски очень ядовиты и их взгляд может обратить любого в камень. Позднее в геральдике они стали сиволом тщеславия, в этом же качестве и попали на галерею химер.
КРЫЛАТЫЙ ПЕС - СИМУРГ
Крылатый пес Симург - иранский прообраз птицы Феникс. Мудрый и крылатый он живет сотни тысяч лет, а когда приходит его час, он бросается в пламя, чтобы погибнуть и возродиться вновь. Симург - один из самых популярных персонажей иранской мифологии, после воцарения на престоле Ирана династии Сефевидов был включен в царский герб и стал одним из символов царской власти. В галерею химер Симург попал именно как символ непререкаемой восточной диктатуры, символ царской власти, умирающей, но по-прежнему непреклонной.
ПЕЛИКАН
У древних египтян была легенда, что в пору засухи, когда невозможно отыскать ни воды, ни пищи, пеликаны разрывают собственную грудь и поят новорожденных птенцов своей кровью. Благодаря этой драматичной легенде птицы прославились во времена раннего христианства, попали на щиты и гербы как символ бескорыстной жертвенности и в этом же качестве удостоились и места на галерее химер.
ГРИФФОН
Гриффоны - это существа с телом льва и крыльями орла. Они горды и свирепы. В древнегреческой мифологии они прислуживали Немезиде - богине возмездия. Собственно, именно возмездие они и символизируют на галерее химер.
ЗУБАСТАЯ ПТИЦА - ХАРАДР
Белый харадр средневековых бестеариев был зубаст не случайно. Он не только прозревал грядущее, но и приходил к избранным с недоброй вестью. Харадр не рассказывал правды, тем, кто его спрашивал, но являлся к тем, кого ожидает близкая смерть. На галерее химер - он вестник недобрых событий и скорой смерти.
ПТИЦА В КАПЮШОНЕ
Во всех путеводителях и искусствоведческих обзорах, эта птица именуется птицей в капюшоне (мы сохранили традиционное название), но у самого капюшона на голове этой птицы было и другое название - клобук. Клобук - это не однозначное одеяние и у него есть два значения. Клобуком в средние века называли кожанный чехол, который надевали на голову соколу во время охоты. Клобук ослеплял и утихомиривал птицу, усыпляя ее прыть до нужного момента. Но птицы стали не первыми, кто носил клобук - свое одеяние они унаследовали от монахов. Клобуком назвали шапку или колпак, а, в последствиии капюшон, который носили монахи. Надев на голову своей птицы монаший капюшон Виолле-ле-Дюк весьма хитро объединил оба значения этого головного убра, и эта птица на галерее химер символизирует слепую веру.
БОРОДАТЫЙ ДРАКОН
Дракон - древний и весьма распространенный символ, не нуждающийся ни в описаниях, ни в представлении. Он трактуется весьма просто и традиционно - как алчность и жаэность в одном лице.
ЭФОН
Огромный орел Эфон - дитя чудовищного великана Тифона и змеедевы Ехидны, послушный Зевсу, он был вестником и исполнителем воли Олимпийских богов. Это он клевал печень провинившегося и прикованного к скале Прометея. В постгреческой мифологии Эфон стал олицетворением голода и в этом качестве и попал на галерею химер.
ФИЛИН
Впреки своему сходству с соколом эта птица на галерее химер - филин. Несмотря на то, что сегодня практически все предстваители отряда совиных ассоцируются у нас с мудростью и накоплением заний, в древности этот символ был далеко не так однозначен. Виолле-ле-Дюк намеренно придает своему филину агрессивные черты. Его филин - это современная наука, безусловно и мудрая и прозорливая, но весьма мало размышляющая о человеческом благе, а куда больше о собственной наживе.
ХИМЕРА
Эта печальная антропоморфная птица в представлении Виолле-ле-Дюка и есть химера. Еще одно дитя Тифона и Ехидны, химера была изначально в греческой мифологии чудовищем, с головой льва, телом козы и змеинным хвостом. С течением времени ее образ претерпел множество изменений и вы можете с легкостью найти изображения химеры, состоящие из частей самых разных животных - от львов и орлов, до ящерий и змей. Но значение химеры всегда было одно - она воплощение бесплотных мечтаний. В Средние века химера стала крылата, а зверинные черты в ее образе все больше стали уступать место человеческим. Вот и Виолле-ле-Дюк намерено делает образ химеры антропоморфным, чтобы подчеркнуть человеческую склонность к бесплотным мечтам.
Поддержите блог.
Даже небольшая сумма поможет нам стать лучше.