В Одессу я впервые попал в 1969 году, когда “Тещин” мост уже был, а так не любимая местными жителями гостиница, рядом с Морским вокзалом, еще не торчала над причалами.
Чуть позже с упоением прочитал книгу Паустовского "Повесть о жизни", где жизни автора и его друзей в Одессе уделено много места.
Вот его строки:
... Там прибой пахнет ... раскаленными каменными молами, старыми канатами, чебрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями...
... И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем - отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха - чистейшего в мире.
От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет-охристый, пепельный и сизоватый, как окалина,- цвет незапамятных времен, цвет вечности. И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны...
... Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному...
... Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.
Эта повесть еще сильнее укрепила мою любовь к этому городу. Город я исследовал в основном в западном направлении.
Прокатился до самой западной остановки трамвая - трамвайное кольцо «Мемориал 411-ой батареи», с пересадкой на 16-ой Линии Большого Фонтана. Вышел к морю и через залив увидел Илличевский порт.
Участок трамвайной линии в западной части города напомнил мне заключительную сцену фильма «Раба любви». В конце фильма героиня Вознесенская, в исполнении Елены Соловей, оказывается вовлечённой в подпольную деятельность. Желая спасти её, большевики сажают Вознесенскую в трамвай и приказывают вагоновожатому доставить её в центр города. Но водитель трамвая перебегает к белым казакам, сообщает им, что в вагоне революционерка, и за уходящим вместе с Вознесенской трамваем начинается погоня, исход которой остается за кадром...
В начале фотографии 1969 года.
Далее фотографии 2008 и 2010 годов.
Одесские купцы, после того как узнали решение императора отменить строительство порта в городе, отправляют ему пару телег, наполненных апельсинами, под конвоем Феногарийской греческой гвардии. Павел І очень любил эти южные фрукты, тем более что получил он их в конце зимы. В результате 1 марта того же года финансирование восстановилось. Одесса получила 250 тысяч рублей золотом для продолжения строительства порта и развития города.
Фотография 2008 года. В 2010 году этих двух дам я уже не увидел.
Теперь для меня, после событий в Доме профсоюзов, Одесса, это "оскверненный город" и я готов попасть туда только после праведного суда и акта очищения от скверы по церковному канону, если таковой имеется.
#украина
#одесса #одесский порт #путешествия