- Мам, я сегодня весь день хочу побыть одна.
- Юлясь, посмотри на меня. Что-то случилось? Ты расстроена?
- Не знаю, мам. Я просто хочу побыть одна...
⠀
Чтобы сразу не впасть в тревожное состояние, анализирую знаки тела. Голос немного раздраженный: такое и у меня бывает, когда я хочу побыть одна, а мне не дают :) В глаза не смотрит, но если попросить, то смотрит, т.е. на контакт идет. Когда я задавала вопрос, "невзначай" погладила ее по спине и по голове: не вырывается, не напрягается, значит, контакт есть! Что ж, тогда есть смысл предложить помощь, поддержку: когда есть контакт, она готова будет это по крайней мере не отвергнуть. Важно чувствовать, что я не спасаю («с тобой что-то не так! сейчас я тебя починю!), а именно поддерживаю, т.е. посыл «с тобой все в порядке, я рядом, если что».
⠀
- Ясно. У меня тоже такое бывает, когда просто так откуда-то грусть или раздражение берется. Это нормально. В этом надо просто побыть. Ты только внутри это не запирай в себе, ладно? Если хочется поплакать - поплачь, если злишься почему-то - ну и позлись, а потом подыши, чтобы остатки злости ушли. Я так делаю, мне помогает.
⠀
- Хорошо мам. Иди уже.
⠀
(Во время своей речи играю ее волосами, держу за руку, смотрю ей в глаза - так удостоверяюсь, что контакт есть, она меня точно слышит)
⠀
- Хорошо. Если я тебе буду нужна, я в соседней комнате: только позови, я сразу приду.
⠀
Последняя фраза важна, даже когда ребенок обиделся, злится, не идет на контакт: я даю ему понять, что я ВСЕГДА готова пойти с ним на контакт.
⠀
Ухожу. Вспоминаю утро: может, я что важное упустила. Ага, был момент с телефоном: раздраженно сказала, что заберу телефон, если будет от уроков отвлекаться. Точно передавила! Юля и так сама уроки делает, делает ответственно, так что раздражение на телефон в ее руках могло выглядеть несправедливостью: она и так всё делает, старается, а мама всё равно раздражается!
⠀
Что еще? Давно не была с ней только вдвоем. А ей это надо. Может, раздражение действительно от желания сменить обстановку. Сразу решаю этот вопрос: договариваюсь, чтобы вечером с Петей побыл папа.
На всякий случай иду "отрабатывать" свой косяк с телефоном. Когда захожу в комнату, вижу, что Юля откладывает быстро телефон. Делаю вид, что не заметила.
⠀
- Юлясь, прости, я на минутку. Слушай, я вижу, что ты уже давно уроки делаешь. Помнишь, мы говорили, что можно 20 минут учиться, и 10 отдыхать? Может, так попробуешь? В эти 10 минут можешь что хочешь делать, и в телефоне сидеть.
- Ладно, мам.
- И еще. Вечером, может, сходим погулять вдвоем? Петя с папой побудет.
- Не знаю....
- Ну ладно, когда решишь - скажешь. Мне бы очень хотелось с тобой погулять, давно мы с тобой вдвоем не оставались.
⠀
В моменты, когда связь с ребенком хрупка, важно не давить, не поучать, не осуждать (даже про себя!), а анализировать, как можно САМОЙ разрядить ситуацию, пока она действительно не стала опасной! Не быть безразличной, перекладывая ответственность за разрешение ситуации на ребенка («а, сам разберется, у меня своих проблем хватает»). Это на уровне действий. А внутри - фокус не на тревожности (что-то с ней не так!!! 😱), а на способах проявления материнской любви к ребенку, заботы: с тобой все в порядке, ты справишься, но и я рядом, если тебе понадобится помощь, я сделаю всё возможное, чтобы тебе было хорошо. Тогда сохраняется иерархия, где ребенок чувствует себя ребенком, а мама - мамой 🤗.