С головой у нее все в порядке, и с памятью тоже. Такую память называют фотографической: щелк — и услышанное или увиденное остается там навсегда. За десять лет там «засело» множество рекламных лозунгов и бесполезных телефонных номеров. Но и сведений из самых разных сфер жизни — тоже немало. Жаль, что Мелоди заперта внутри своей головы. Со стороны, пожалуй, каждому первому кажется, что она умственно отсталая.
Знаете, есть поговорка, что встречают по одежке. Провожают, похоже, по тому же принципу. По крайней мере, в этом случае вышло так.
Хотя была надежда, что все получится. Одна из «обычных» девочек, Роуз, не смеялась над учениками спецкласса, когда они пришли на инклюзивный урок. И она даже садилась рядом с Мелоди и немножечко с ней болтала. Ну, насколько это возможно, когда у твоего собеседника тяжелая форма ДЦП, и единственное, что он может, — тыкать скрюченным пальцем в слова, написанные на досочке-планшете.
А потом еще Мелоди прошла тренировочный тест интеллектуальной игры «Вундеркинды». Если преодолеешь школьный этап, тебя возьмут в команду и покажут по телевизору во время игры разных округов. А уж если и там ты с товарищами окажешься лучшим, езжай в Вашингтон на финал.
Учитель, мистер Димминг, сначала не поверил. Да и никто не поверил. Когда ты ешь с ложки помощника и не можешь самостоятельно посетить уборную, окружающим кажется, что и мысли твои такие же — сведенные судорогой. Но тут случилось чудо.
Пройдя сотню бюрократических процедур, мама Мелоди все же заказывает «Медитолкер». Это специальный компьютер, помогающий людям говорить. Конечно, сначала кому-то нужно ввести в него много сотен разных слов, а уже потом владелец составит и сохранит целые фразы и предложения, чтобы нажать всего одну кнопку и произнести их, пусть и компьютерным голосом.
«Клер поднимает руку.
— Что, Клер? — настороженно спрашивает мисс Гордон.
— Честное слово, я не хочу никого обидеть, но я никогда не думала, что у Мелоди в голове что-то есть.
Несколько человек чуть заметно кивают в знак согласия.
Мисс Гордон отвечает спокойно, даже задумчиво:
— Клер, ты в любую минуту можешь сказать то, что пришло тебе в голову. И не только ты, все могут. А Мелоди не может — она вынуждена молчать. Наверное, у нее накопилось, что сказать всем нам».
Обнаружив, что «умственно отсталая» девочка не только умна, но и в состоянии переиграть всех в интеллектуальной игре, пятиклассники испытывают разные чувства. С одной стороны, это шанс поехать в Вашингтон. С другой — это необходимость быть с ней в одной команде. Что выбрать?
И они выбирают проиграть, но быть «среди своих». Даже с новеньким электронным голосом Мелоди не может разговаривать со сверстниками на равных.
«— Ну, мы решили, что из-за тебя мы ничего не успеем. Тебя ведь надо кормить и все такое, — запинаясь, объясняет Клер.
И опять становится тихо-тихо. Кажется, слышно, как у меня стучит сердце.
— Тебя вырвало за столом, но тебя никто не броспл.
— Вообще-то да, — шепчет Родни.
Клер смотрит в парту».
Повесть Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» вошла в число особенных книг для подростков, выпущенных издательством «Розовый жираф». Все произведения поднимают вопросы самоопределения, личного выбора и отношений со сверстниками, со взрослыми — с миром. На мой взгляд, хоть повесть и вышла чуть-чуть фантастической, про чувства здесь все очень честно. И про толерантность — тоже.
Другие книги для подростков:
1. Чужие окна
2. Опыт, который я не стану приобретать
3. Сосиска Элен