Про море я, вроде, уже когда-то писал, а вот на суше все оказалось несколько иначе. Когда ты едешь на технике, то карты хочется иметь однозначно векторные, такие, чтобы по ним автоматически строились маршруты, и чтобы у тебя сразу было покрытие огромных территорий. Растр для этого не подходит вообще никак.
Когда-то давно, еще на мотоцикле, я, например, использовал туристический навигатор Гармин Етрекс-30. В комплекте с ним шла карта всей России, которая для населенных мест была прорисована очень даже неплохо. Но это касалось только умеренных широт и сильно посещаемых районов. Стоило посмотреть в какое-нибудь непопулярное место, как там тут же оказывалось белое пятно. Использовать растровые карты на данном устройстве было сущим мучением, да и сам навигатор ужасно тормозил и во всем был жутко неудобен. Полагаю, что то же самое можно сказать и об остальной продукции данной фирмы.
В общем, когда я собирался в нашу финскую поездку, да и планировал на будущее походы по России, то немного поглазев на дорогущие туристические навигаторы в интернет-магазинах, быстро отбросил этот вариант. Тем более, что альтернативы отсталому «Гармину» на нашем рынке, увы, не существует. Российские военные навигаторы я тоже в расчет не беру из-за высокой цены и отсутствия в свободном доступе оригинальной картографии для них.
Оставалось действовать давно уже проверенным и гарантированно рабочим методом и просто брать телефон или планшет и на нем пользоваться какой-то навигационной программой. Благо, у меня уже давно валялся без дела защищенный телефон «BQ», который как, собственно, просто-телефон совершенно бесполезен, а вот пользоваться им как навигатором велел сам бог. Я писал уже про этот аппарат, и особо отмечал, что его экран сохраняет работоспособность будучи мокрым и грязным, а аккумулятор имеет огромную емкость. По-моему, это отличный выбор для целей туристской навигации. Оставалось только выбрать подходящее картографическое обеспечение.
Тут, собственно, вариантов тоже не густо. По умолчанию все пользуются Яндекс.Навигатором благодаря его бесплатности и возможности скачивать карты непосредственно на устройство. Но есть 2 момента: например, карты Финляндии или Швеции скачать невозможно, и все-таки эту программу нельзя считать туристской, она подходит исключительно для езды по большим дорогам. И тогда я вспомнил об OSM, который я никогда не воспринимал всерьез.
Оказалось, что прогресс давно уже шагнул вперед, сообщество закартографировало к настоящему моменту огромные территории, на картах теперь появились во многих местах не только типы растительности, но даже и рельеф! «Оупен стрит мапс» превратился сейчас в очень мощное средство. Для навигации на телефоне есть весьма удобная программа OSMAnd, и кроме того, я узнал, что я самостоятельно и очень легко могу редактировать имеющиеся карты на компьютере. Это в том что касается редактирования — это даже не обязательно загружать на сервера OSM, а можно это делать локально, совсем без интернета и чисто для себя.
Короче говоря, за время поездки я очень сильно привык к Османду и картам OSM. Все вместе это действительно работает просто прекрасно. Сам я теперь тоже регулярно занимаюсь общественно-полезным картографированием, и навигатор Яндекса или Гугла использую только при поездках в городе, когда мне нужен, например, какой-то конкретный магазин.
Надеюсь, что в ближайшее время я смогу испробовать работу всего этого комплекса (OSMAnd на телефоне + JOSM на компьютере) уже в наших, русских дебрях. И больше всего меня вдохновляет в этих картах наличие слоя рельефа и именно возможность что-то оперативно дорисовать еще на этапе планирования следующего перехода на основании, например, спутниковых снимков.