74. To the Moon
Никита Богуславский
Бывает так, что для описания того, что очень любишь, трудно подобрать правильные слова. И To The Moon — именно такая игра. Возможно, потому что в ней трудно определить какой-то один самый цепляющий элемент. Она воспринимается как цельное произведение искусства, которое просто необходимо воспринимать сразу целиком, без деконструкции и разбора на составляющие.
Это очень трогательная, прекрасно поставленная история с потрясающей музыкой и живыми героями, которым не мешает даже то, что они состоят из горстки пикселей и «озвучены»статичными текст-боксами.
Визуальный минимализм не только не мешает игре, он дарит ей собственное лицо. В другом мире из истории про двух врачей, которые дарят умирающим пациентам ложные воспоминания об их мечтах, так и не воплотившихся в жизнь, могли бы сделать визуальную новеллу или симулятор ходьбы. Но Freebird не стали выбирать простой путь и подарили своей работе прекрасную 16-битную индивидуальность. А сделано все в RPG Maker, то есть простым инструментом, доступном каждому. Лишнее доказательство тому, что всегда можно найти путь для самовыражения.
To the Moon из тех инди-игр, которые должен пройти каждый, именно ради подобных проектов и существует независимая разработка. Проходить ее нужно непременно за раз, залпом и без перерывов на обед — комбинация музыки, истории и размеренного геймплея создает прекрасную атмосферу, которая оживит чувства даже самого сухого циника. Но ее очень легко разрушить, а потеря даже получаса таких светлых и легкодоступных эмоциональных переживаний в наше время — настоящее преступление.
73. The Secret of Monkey Island: Special Edition
Георгий Копьев
Непревзойденная классика жанра квестов и жемчужина комедийных игр от LucasArts. The Secret of Monkey Island – это смешная пародия на романтизированные пиратские приключения и лучшая, пожалуй, комедия в истории индустрии.
Рон Гилберт, Тим Шейфер и не настолько популярный, как его коллеги, но не менее талантливый геймдизайнер Дэйв Гроссман создали игру, которая не принесла им горы денег, но тем не менее стала началом для внушительной серии из трех квестов, двух переизданий и одного сезона приключений от Telltale Games (хорошего, кстати).
А ремастер The Secret of Monkey Island: Special Edition – лучшее, что могло случиться с жанром вообще.
Игра перерисована с нуля и полностью озвучена – если вы никогда не играли в «Остров обезьян», то переиздание будет отличной точкой входа. Не только в серию, но и в сам жанр.
Monkey Island издевается не только над пиратской романтикой, но, как и положено любой хорошей пародии, и над нашими реалиями. Правда, высмеивается в основном американский быт, но это не помешает от души посмеяться над отсылкой к «Кока-коле», сокровищем «Острова Мелей», которое активно цитировали в других играх, и другими универсальными шутками. Вроде легендарной дуэли на шпагах, где парировать нужно было не выпады, а словесные подколы соперника. Побеждал тот, кто смешнее оскорбит соперника. Да, друзья, это практически рэп-баттл, а мы их любим!
72. Cities: Skylines
Евгений Баранов
Трудно вспомнить игру с более романтическим подзаголовком: линии горизонта. Paradox почти все свои стратегии назвала как-нибудь иносказательно, но по существу они всегда глубоки, конкретны и удивительно легко пересаживают аморфные понятия на геймплейную основу. Такой же стала Cities: Skylines, вышедшая в год, когда градостроительные симуляторы пришли в упадок. Про лживую SimCity все забыли, Cities XL в очередной раз повторяет саму себя, Tropico бултыхается в собственном диктаторском бассейне. В таких условиях любой градострой показался бы сказочным, но Cities: Skylines действительно такая и есть.
Принципы в ней заложены те же, что и в любом другом сити-менеджере, однако каждый из них по-своему доведен практически до идеала. Баланс жилых, промышленных и деловых сфер не консервируется – город может претерпеть кризис, если вы давным-давно допустили ошибку в планировке, обучили слишком много спецов с высшим образованием, допустили слишком много перекрестков со светофорами. Налоги, еще вчера казавшиеся бизнесу низкими, в новых условиях становятся драконовскими. Игрок обязан чуять такие проблемы.
Cities: Skylines наконец-то вырвала городские симуляторы из рамок квадратной застройки. Только здесь зоны адекватно делятся на крошечные сектора и автоматически распределяются вдоль дороги любой кривизны, заполняя пустоту и эффективно расходуя место.
Дороги – вообще одно из высших достижений игры. Развязки можно плести любой сложности, формы, высоты и полосности. Это не баловство и не достижение ради галочки: правильная развязка разгружает трафик и предотвращает пробки, тормозящие бизнес и инфраструктуру. Которые, кстати, тоже не формальность: в каждом доме есть жители, не пропадающие из реальности после того, как вы отвернетесь. Они ездят на работу, в магазин, бар и домой, создавая те самые проблемы с трафиком, фуры с топливом катаются к фабрикам, с товарами – от фабрик к магазинам, и так далее.
Единственный способ предотвратить коллапс – по-настоящему понимать принципы урбанистики, а сначала – научиться им. Как же это приятно, когда игра обращается к тебе как к разумному человеку, а не идиоту. А еще тут впервые появилась физика текущей воды, ГЭС и кошмарные потопы! Как итог – одна из самых продуманных экономических стратегий в истории.
71. Sid Meier’s Pirates!
Георгий Копьев
«Пираты Сида Мейера» — уникальная игра, которую даже невозможно причислить к какому-то одному жанру. Если присмотреться, это вообще сборник проработанных игр и мини-игр, связанных между собой сюжетом и Карибским морем, открытым для исследования. И в ремейке 2005 года таких отдельных, но гармонично сочетающихся элементов стало только больше, а новая графика (особенно в море) даже сейчас, спустя 12 лет, выглядит неплохо.
В Sid Meier’s Pirates есть все, за что можно полюбить пиратскую романтику – даже больше, чем в книгах Рафаэля Сабатини.
Выходы в море, поиски кладов на суше, набор команды, пиратство и абордаж, дележ добычи, осада поселений с моря и с берега в тактическом пошаговом режиме, роман с губернаторскими дочками, побег из тюрьмы, торговля, война и прокачка своего флагманского корабля.
Самое крутое в «Пиратах» — это открытый мир, где в непрерывном соперничестве находятся 5 сторон: Испания, Франция, Англия, Голландия и пираты. И если с пиратами все понятно – они всегда против всех и не связаны никакими формальными отношениями даже со своими, то государства ведут себя согласно вшитой в игру симуляции настоящей политики и экономики.
Территориальные войны, перемирия, рейдерские налеты – все происходит независимо от того, хочет ли игрок принимать в этом участие или нет. Мир живет и меняется, поэтому в Sid Meier’s Pirates настолько здорово погружаться. А сюжет – к нему можно вернуться в любой момент. Или не возвращаться!
70. Burnout Paradise: The Ultimate Box
Денис Майоров
Burnout Paradise — это лучшая аркадная гонка на сегодня. И не важно, что вышла она уже 9 лет назад. Это игра не про секси-тачки, не про гламурные ночные заезды и криминальные разборки стритрейсеров. Она про веселье и только про него, фан в чистом виде — просто гоняйте по Парадайз-Сити, вдыхайте дух свободы и не думайте не о чем.
Рассыпающиеся в крошку стекла, покореженные капоты (а машины тут мнутся просто изумительно — как и положено Burnout), бесконечные хайвеи и петляющие узкие улочки, музыка от Killswitch Engage и Seether до Guns N» Roses и LCD Soundsystem — другой такой игры просто нет. Саундтрек, обязательно зацените отдельно.
Более того, Burnout Paradise — чуть ли не единственная гонка, в которой уместен открытый мир. Он огромный, но насыщенный, переполненный секретами и самыми разными испытаниями. Да и во время заездов никто не запретит вам свернуть с проложенного пути и найти собственный маршрут к финишу. В плане «открытого мира» Paradise приблизились только последние два выпуска Forza Horizon.
Но не стоит думать, что все очарование игры заключено в одних только фановых ощущениях. Это действительно серьезная гонка — настолько серьезная, насколько это нужно аркаде, разумеется. К примеру все машины тут разделены на три класса: агрессоры, гонщики и трюкачи. Между классами разница в поведении на дороге колоссальная, а между самими автомобилями «все лишь» огромная. Все машины в Paradise уникальны — это одна из главных составляющих величия игры.
А еще здесь почти эталонная аркадная физика езды. Да и все аварии также обсчитываются физическим движком с учетом скорости, траектории и даже материала машины и объекта, в который она въехала. В общем, даже контента оригинальной Paradise хватит, чтобы игра заслужила места в топе. Чего уж говорить об издании The Ultimate Box, в которое вошли все DLC — больше безумных режимов, больше машин (багги, Hot Rod, игрушечные машинки и даже мотоциклы), больше испытаний, больше фана. И ведь игре даже не нужны громкие имена и дорогие лицензии.