Сегодня ночью случайно увидел, что начинается фильм Петра Фоменко "Почти смешная история", да так и не смог оторваться, пока весь фильм не посмотрел. До утра почти сидел у ящика.
Знаете, я этот фильм и в детстве запомнил крепко, но тогда я еще не понимал, чем именно он мне так по душе пришелся. Конечно, тогда выстрелили песни Сергея Никитина и Виктора Берковского больше всего. Сейчас же я посмотрел на этот фильм совсем другими глазами. Самое поразительное, что в некоторых местах именно песни-то меня и перестали устраивать. Мне кажется, там в киногруппе просто все зафанатели от Сергея и Татьяны Никитиных и насовали в фильм их бесконечных повторов. А вот все остальное!..
Я назвал этот текст "Кино, которое мы потеряли", и именно с этим ощущением я просидел полночи у экрана. напомню, что фильм-то телевизионный, двухсерийный.
Сейчас все, что прекрасного есть в этом фильме тихонько из кино откочевало в театр, Да и там, если откровенно, не каждый день увидишь все эти фишки блистательного театрального, между прочим в основном , режиссера Петра Фоменко.
Вот о чем, например, я в детстве просто и думать не умел: ведь по сути вся эта история разворачивается на двоих. Вечные он и она, очень уже не молодые люди и т.д. - читай любой релиз к фильму по сей день. Однако в фильме весьма не маленькое количество ролей. Очень эпизодических. В каких-то и слов почти нет. Но и нет тех, которые бы оказались пустыми. Не нудными и не интересными для актеров.
Это вообще не фильм а настоящий рай для актеров эпизода. Вспомните, хоть вот этот эпизод:
Человек пару-тройку минут в кадре просто жрет. Все, что попало. А попало, оказывается, что жена положила. И все время предлагает герою Глузского угоститься. То помидоркой, то огурчиком, то ветчинкой. причем, герой отказывается и с каждым предложением все сильнее сатанеет, а у человека за столом не происходит ничего. Он каждую фразу выдает в одной и той же интонации.
Какая потрясающая сцена у героя с проводницей в вагоне, когда за каких-то 30 минут он из уважаемого человека в глазах проводницы становится законченной сволочью, которой даже чаю никто не даст. И таких сцен - просто в фильме вообще нет других! Какие-то соседи по этажу, немолодые супруги в гостинице, которые ничего не говорят, а просто зачем-то все время шарахаются по коридору и всем попадаются навстречу!..
Вот на чем я хочу особенно акцентировать ваше внимание: ведь я уже и не вспомню, когда в последний раз видел отечественный фильм, построенный на такой потрясающей масочности. Каждый эпизод - соло маски. Причем очень узнаваемой, вызывающей очень понятный эмоциональный отклик. Гафт рассказывает о своих похождениях в командировках - фейерверк! Зануда-новый жених Маши - суперобраз, коллега-конспиролог - сотня восклицательных знаков.
Некоторые эпизоды длятся менее минуты, и актеры успевают сыграть там столько, сколько в другом месте и за год не сумеют. Причем, эмоциональные нюансы этих эпизодов потрясающе разнообразны, от трагичных ноток до фарсовых и даже бурлесковых, благо герои не молоды и не блещут красотой.
Конечно, в 60 -70-е годы прошлого века был расцвет подобной драматургии. Собственно, ведь и знаменитая "Ирония судьбы", кстати, написанная тем же автором, что и "Почти смешная история" Эмилем Брагинским, это тоже абсолютно масочная история. А драматургия эта, в свою очередь, была плоть от плоти родней драматургии театра абсурда. Как говорится, тренд был. Но ведь, даже если тренд уходит... Ну, то есть Шекспир или Островский сейчас, конечно - не главный тренд, но ведь ставить-то не перестали. Очень многим крайне нужно, чтобы такое искусство обязательно было. Так почему, в театре это как-то сохраняется, а в кино самоликвидировалось под корень!
Конечно, многих мастеров такого кино в живых уже не осталось. Нет Фоменко, нет Захарова, нет Рязанова. Это объективно. Но ведь есть же Карен Шахназаров, которому в молодые годы легко давалась масочная комедия. "Курьер", например, или "Мы из джаза". Неужели сейчас не о чем и не о ком снять подобное кино?
И вот тут-то нужно от греха остановиться. Потому, что следующим вопросом может стать классический культурологический - Неужели в России не осталось персонажей, обобщающихся художественно до понятия НАРОД? Или они настолько не интересные, а то и отталкивающие, что о них не хочется говорить?
Последние вопросы, они уже не про кино. Собственно, и великих романов-то о новой России тоже не написано, так что...
А вот кино, такого как "Почти смешная история", нежного, красивого, очень игрового, очень пронзительного мне жаль. Боюсь, что такое кино мы действительно потеряли, и как бы не на всегда. И то, что такое кино вместе с нами потеряли все, утешает слабо.
Но! Если сейчас есть и время, и скука с которой нужно как-то бороться - милости просим. Лирическая масочная комедия из СССР - отличный рецепт от скуки. Но посоветуйтесь с врачом, рецепт этот не для всех. Требуется достаточно свободный и не глупый мозг, и сердце, способное к сопереживанию, чистой радости и сочувствию.