В период внеплановых каникул у многих из нас появилось время добраться до игр, которые казались нам спорными. Для меня одной из такой игр была Days Gone ("Жизнь После" в российской локализации). Проект казался спорным, местами смущали трейлеры, но плашка эксклюзива PS4 давала надежду, на момент прохождения мной игры других интересных проектов не было, и в итоге любопытство взяло верх.
Игра начинается довольно суматошно: нам с ходу показывают сцену, где главный герой пытается спасти свою раненую девушку (или жену, или сестру - этого нам никто не скажет) в зомби-апокалипсисе. Никто не знакомит нас с героями,не объясняет причины апокалипсиса - сценарист просто ставит нас перед фактом. Сценарий, пожалуй, является самой слабой частью игры, но к нему мы ещё вернемся.
Итак, сцена завершается, начинается следующая, которая происходит спустя два года. Не буду заострять внимание на такой же постановке сцены - главный герой со своим другом преследуют какого-то персонажа, а нам снова не дают никакого бэкграунда.
Геймплейно игра представляет из себя экшн от третьего лица в открытом мире. Поделить геймплей можно на две составляющих: езда на мотоцикле и перестрелки.
Езда на мотоцикле сделана хорошо. Байк отлично управляется, его можно улучшать, повышая характеристики, добавлять закись азота и кастомизировать внешний вид. Первые часы игры поездки очень развлекают, хочется колесить по карте и исследовать. К сожалению, есть сюжетные ограничения, и исследовать всё вам не дадут. Да и начальная экипировка не позволит легко справится с ордами фрикеров (так в игре называют зомби). Несомненно, за те десятки часов, которые требует прохождение игры, игроку вполне может надоесть езда по довольно пустынному миру, поэтому в часть точек можно попасть благодаря быстрому перемещению, которое моментально потребляет топливо из бензобака мотоцикла, а если его недостаточно - то перемещение будет недоступно. На начальных этапах игры топливо может стать проблемой, но после улучшения бензобака топлива хватит, чтобы пересечь чуть ли не всю карту из одного конца в другой.
Небольшой совет - первоочередно улучшать именно ёмкость бензобака, в противном случае потратите много времени на рутинные поиски топлива, которые не факт, что смогут вас развлечь.
Экшн-составляющая тоже хороша. В игре хороший выбор огнестрельного оружия: от пистолетов и обрезов до пулемётов и снайперских винтовок. Правда, доступ к новому оружию нужно разблокировать, но об этом чуть позже. Помимо огнестрела, есть ближний бой, в котором можно применить как засапожный нож главного героя, так и оружие, которое найдете в открытом мире или снимете с поверженного врага. Оружие ближнего боя можно улучшать с помощью найденных материалов, что добавит ему урона.
Чтобы получить доступ к новым пушкам, нужно зарабатывать очки доверия в лагерях. На максимальном уровне доверия часть лагерей даст вам доступ к мощным улучшениям байка, либо появится возможность купить мощное оружие. Чтобы добиться доверия, нужно либо проходить побочные задания, которые вам периодически выдаёт глава лагеря, либо продавать уши фрикеров как трофеи, а также добывать припасы в лагерь.
Побочные задания, к сожалению, не отличаются разнообразием. Почти всегда нужно найти кого-то, кто навредил лагерю, и убить его и принести доказательства, либо поймать живым, связать и бросить прямо посреди дороги, сказав по рации, что вы всё сделали. Никаких интересных историй за этими миссиями не скрывается, они довольно скучны и со временем превратятся в "фарм" доверия лагеря (если интерес к игре не пропадёт совсем).
Трофеи и припасы можно найти между делом, убивая фрикеров и собирая различные травы и ягоды (из которых также можно сделать снадобья, восстанавливающие характеристики героя). Но это будет скорее дополнительными очками доверия, чем основными. К сожалению, этот момент вносит рутину в игровой процесс. А учитывая, что открываете вы лагери по мере продвижения по сюжету, то если в первом или втором лагере у вас будет "запал" заниматься подобным, то под конец игры эта рутина смотрится совсем не к месту.
Основным минусом игры является сюжет. Проект все же рассчитан на одиночную игру, и игрока здесь должны цеплять персонажи игры и её мир. И тут Days Gone выглядит очень странно.
Главный герой, Дикон, путешествует по этому вымершему миру в компании своего друга Бухаря. Дикон не слишком харизматичный, хоть и имеет определённое обаяние. Он не принадлежит ни одному лагерю, предпочитая компанию Бухаря. В первую половину игры у героя просто отсутствует мотивация, а игрок не сможет понять, о чём, собственно, игра. После эпизодов, где Дикон ловит "флешбеки" о своей жене, сюжет постепенно раскрывается, вот только история довольна проста и скучна (сравнений с The Last of Us игра попросту не выдерживает).
На мой взгляд, основная проблема сюжета - персонажи. Вся игра строится вокруг Дикона, который не является сам по себе каким-то сложным персонажем. А вот люди, которые его окружают, зачастую лишены даже этого. Лидеры лагерей могли бы быть более раскрыты, тогда, возможно, проходить побочные задания было бы интереснее. Но идти к картонному персонажу, слушать унылый диалог, чтобы убить очередную цель - не слишком интересное занятие.
Эта проблема распространяется и на важных для сюжета персонажей. Лидер местного культа, которые называют себя "упокоители", Карлос, имеет какие-то связи с Диконом в прошлом, до катастрофы. Но это вы узнаете из диалогов в игре, после чего сюжетная линия будет закончена. Карлос мог быть каким-то интересным злодеем, которого вы бы ненавидели или даже сопереживали ему, но у него попросту отсутствует история.
Да, мир игры достаточно красив, визуально игра выглядит хорошо. Антураж игры, пустые шоссе, вымершие дома - все это хорошо, но за ними не стоит абсолютно никакой истории. Помимо этого, во время езды на байке вы не услышите радио (кроме периодических неинтересных речей Коупленда, начальника одного из лагерей, у которого есть своя радио вышка). Это подошло бы для очередного мультиплеерного "выживача", но не одиночного AAA-проекта.
Бродя мимо заброшенных машин, туннелей, довольно красивого леса северной части Америки, становится попросту скучно. Days Gone чувствуется как фильм, который можно было бы закончить на час раньше, сделав историю меньше по продолжительности, но более насыщенную. Где-то в этих одинаковых миссиях, скучных персонажах и бессвязном сюжете скрыта хорошая игра, которая могла быть интересной и уникальной, но Days Gone оказался абсолютно проходняковым проектом.